Новгородская железная дорога изначально строилась с узкой колеёй. Строительство от станции Чудово-Московское до Новгорода началось 24 апреля 1870 года на основании концессии акционерного общества «Новгородская железная дорога» и открыта уже 18 мая 1871 г. Протяжённость новой линии составила 69 вёрст (73 км). Вокзал станции Новгород был построен на средства петербургского купца А. И. Варгунина и располагался совсем не там где находится существующий вокзал, а недалеко от церкви Фёдора Стратилата на Щиркове, за земляным валом. Теперь это район улицы Германа, бывшей Гужевой, около ликёро-водочного завода (ныне ОАО «Алкон»). Прежнее название улицы происходило от гужевого транспорта, который был главной приметой улицы, где размещались железнодорожные, винно-водочные и сенные склады.

12 июня 1878 г. было пущено движение по продолжению этой ветки от Новгорода до Старой Руссы.

В 1916 году введена в эксплуатацию широкая колея и уложена линия Луга — Новгород. В 1926 году принята в эксплуатацию линия Павловск — Новгород.

В годы Второй мировой войны Новгород был почти полностью разрушен, сгорело и одноэтажное деревянное здание железнодорожного вокзала. Судьба железнодорожной линии Новгород — Старая Русса также оказалась печальна. В годы Великой Отечественной войны железная дорога интенсивно разрушалась сначала партизанами, а после — отступавшими немецкими войсками. В марте 1944 года подразделения 30-й отдельной железнодорожной бригады восстановили участки Старая Русса — Анишино (около 5 км) и Новгород — Панковка (около 6 км), затем работы по восстановлению железной дороги прекратились и уже никогда не возобновлялись. Восстановленный участок Старая Русса — Анишино позднее был разобран.

21 января 1953 года построен и открыт новый новгородский железнодорожный вокзал, который стал одним из первых крупных общественных зданий, возникших после войны. При этом он был задуман как «ворота города», как собирательный образ древнего Новгорода — образ, соединяющий в себе архитектуру новгородских звонниц, белых Врат, монастырских стен с рельефами ладьи и Александра Невского — воителя. В 1991 году линия Чудово-Московское — Новгород, а также весь Новгородский узел были электрифицированы постоянным током. Планировалось к запуску моторвагонное депо и электрификация остальных направлений, но в связи с политическими событиями планам не суждено было сбыться.

 

BSicon_CONTgq.svg на Чудово-Московское

 

71 20px-BSicon_BHF.svg Чудово — Новгородское

65 20px-BSicon_eHST.svg 9 километр

62 20px-BSicon_eHST.svg Лядно

56 Бывш станция Трегубово

48 20px-BSicon_BHF.svg Спасская Полисть

43 20px-BSicon_eHST.svg 30 километр

36 Бывш станция Мясной Бор

22 20px-BSicon_BHF.svg Подберёзье

16 20px-BSicon_HST.svg 58 километр (Витка)

.    20px-BSicon_ABZrg.svg20px-BSicon_KDSTe+r.svgАкрон 20px-BSicon_exST.svg20px-BSicon_exCONTl.svg на Вяжище (разобрано)

.    20px-BSicon_ABZlf.svg20px-BSicon_KDSTe+r.svg Кречевицы

10 20px-BSicon_BHF.svg Разъезд 64 километр

5   20px-BSicon_BHF.svg Предузловая-Павловская

.    20px-BSicon_ABZrg.svgBSicon_CONTfq.svgна Новолисино

.    20px-BSicon_BHF.svg Новгород-депо

.    20px-BSicon_ABZrg.svgBSicon_CONTfq.svgна Батецкую

1  20px-BSicon_HST.svg Менделеевская

.   20px-BSicon_eABZlf.svg20px-BSicon_exCONTl.svg на Крестцы, Валдай (разобрано)

.   20px-BSicon_BHF.svg Новгород-на-Волхове

.   BSicon_CONTf.svg

на Шимск, Сольцы, Старую Руссу (разобрано)