Ранним субботним декабрьским утром электропоезд ЭР2Т-7164 неспешно вкатился на станцию Торжок. Немногочисленные пассажиры вышли из электрички и растворились в городе, стоило им выйти на привокзальную площадь. Поездная бригада сменила кабину, чтобы ехать обратно в Тверь, но в хвостовом вагоне обнаружила двух спящих людей. Объяснив, что уже конечная и нужно выбирать — выходить или ехать обратно, нас с Игорем высадили на платформу. Ещё было темно, куда идти мы с Игорем толком не знали, но точно знали, зачем и что нас там уже ждут. В Торжок мы приехали посетить местную базу запаса локомотивов, а заодно пофотографировать и саму станцию, на что заранее получили специальное разрешение.

Станция Торжок

 

Однажды возвращаясь с очередной пьянки Игорь шёл по незнакомому Бирюлёво и вышел на грузовой парк. Рядом стоял тепловоз и Игорёк напросился в кабину покататься. Машинист был в хорошем настроении, разговорились, так Игорь и познакомился с машинистом Лебедевым, известным ЖД-фотографом. Его трудовая биография заслуживает отдельного респекта, и, хотя сейчас он и трудится на Московской ЖД, но работать начинал ещё в Савёлово. Общаясь с Игорем, он рассказывал о своих тепловозах и однажды Гарик узнал, что один из них находится в Торжке, на пристанционной базе запаса. Так мы и решили туда съездить, в голове моментально созрела программа поездки, а также появилась мысль о необходимости получения разрешения, поскольку на базу запаса без неё не попасть. Получение специального разрешения на фотосъёмку для нас было важной вехой. Это и легальный доступ на закрытый от посторонних объект, и в то же время отличная отмазка от всех страдающих синдромом вахтёра, от локомотивных бригад и диспетчеров до быдланов и эцилопов (на тот момент ещё бывших ментами). До этого специальную разрешительную бумагу  мы уже получали, чтобы спокойно фотографировать в Арзамасе, где как известно, на посторонних стучат все, даже пассажиры. Зарегистрировались тогда у диспетчера, да и то, к нам на перегон дважды приезжали менты и несколько раз приходили путейцы.

В Торжке, по рассказам Игоря, было что-то подобное, когда он был там за год до нашей поездки, менты его приняли чуть ли не сразу по выходу из электрички и на ней же отправили обратно в Тверь, предупредив тверских коллег о потенциальном террористе внутри. Но Игорёк оказался хитрее и спокойно сошёл по Пролетарской. Шах и мат! Поэтому в этот раз решили подготовиться основательно. Раздобыли контакты, скинули факс, вот и всё. А заодно познакомились с сотрудницами, отвечающими за оформление бумаг, одну из них, симпатичную девушку, Игорь моментально нашёл в соцсетях и немедленно зафрендил.

Станция Торжок хоть и находится всего в двух электричках от Москвы, но добраться туда непросто. Автобусов же тогда было куда меньше, чем сегодня, а первая электричка из Твери уходит задолго до прибытия первой из Москвы, и следующая будет только вечером. Но, тем не менее, первая электричка из Клина приходит в Тверь как раз перед отправлением Торжокской, даже с небольшим запасом по времени. Поэтому мы решили заночевать у меня в Клину, а далее продолжить путь.

Вечером в пятницу хотелось закончить работу пораньше, и всё к этому шло, но по закону подлости под вечер вспомнило про ценные отчёты и с посланиями из фраз навроде «Срочнонах» я был отправлен их делать. На мой робкий ответ типа «Завтранах» начальство грозно рыкнуло что-то вроде «Вы ибу». Что значит «ибу» я так и не понял, но услышав обращение на «Вы», возражать не стал. Так что в Клин мы добирались на одной из последних электричек. Игорёк подсел в Петровско-Разумовской, да не один, а с бутылкой пшеничного сока, который мы и употребляли до конечной, уйдя в заднюю кабину. Дома наше вмерупринятие продолжили, логично рассудив, что спать лучше не ложиться, иначе есть высокий риск проспать поездку.

Первой электричкой из Крюково в тот день оказался старенький ЭР2Т-7164. Не самый плохой вариант, но из окон сильно сквозило и когда помощник машиниста стал делать проход по составу, мы напросились проехаться в задней кабине. Зайдя туда первым делом включили печи и моментально уснули. В Твери у нас было немного времени, решили дойти до парка отстоя электричек, а по пути сфотографировали электровоз с красивым номером.

1. Электровоз ВЛ10-1888 с поездом, ст. Тверь,  18.12.2010

Электровоз ВЛ10-1888 с поездом, ст. Тверь

 

Не успела ещё закончиться выдержка затвора, как машинист вылез в окно и стал орать благим матом, угрожая вызвать даже службу исполнения наказаний. Для начала был в такой же форме послан, а после Игорёк проорал что-то вроде: «Да вызывай, нам всё равно, мы с разрешением!» После чего мы продолжили путь к электричкам, сняв фирменную крюковскую. В январе она должна была уйти на ремонт и этот кадр стал последним с 7232 в синем окрасе.

2. Электропоезд ЭР2Т-7232 на станции Тверь,  18.12.2010

Электропоезд ЭР2Т-7232 на станции Тверь

 

Времени осталось как раз, чтобы вернуться на перрон. Под посадку подали… Ну правильно, 7164, с той же самой бригадой, что везла нас из Клина, мы с Игорем сразу же напросились в хвостовую кабину, чтобы доехать в тепле и в относительном комфорте. Так что в Торжок мы доехали без приключений, проспав большую часть пути. Когда приехали было ещё темно, сразу на базу запаса решили не идти, а дождаться когда станет немного посветлее в вокзальном зале ожидания. Но, на вокзале оказалось достаточно прохладно, да и народ ходя туда-сюда и не имея привычки закрывать за собой двери, накоплению тепла не способствовал. От нечего делать поизучали расписание и случайно обнаружили что-то вроде небольшого зала ожидания в виде маленькой комнаты с отдельной дверью. Там было немного теплее, чем везде и мы перетащили туда наши вещи. Приняли немного для сугреву и проспали часов до 11.

Проснувшись отправились на поиски базы запаса. Точнее искать её было не нужно, вот она — прямо перед вокзалом, за станционными путями. Мы отправились искать где там вход. Дав в результате неслабого крюка, этот вход всё же нашли. Стоило нам подойти к воротам, как хвостатые сторожа подняли такой лай, что женщину-охранника долго ждать не пришлось. Представились, рассказали о себе, зачем нам это нужно, а женщина привязала собак, после чего впустила на территорию. Гостеприимно предложила чаю и выдала пару метёлок, чтобы счистить снег с локомотивов. Поначалу мы разметали снег, но фотографии с ним мне понравились больше, этакие спящие гиганты. Ну, пойдём посмотрим?

3. Тепловоз 2М62-1012А на базе запаса Торжок,  18.12.2010

Тепловоз 2М62-1012А на базе запаса Торжок

 

Обычно в резерв отставляют старые машины, мы сфотографировали множество круглобуферных 2М62 ранних номеров, но встречаются и тысячные номера с прямоугольными фонарями, как эта.  А вот уже куда более старый тепловоз.

4. Тепловоз 2М62-0699 на базе запаса Торжок,  18.12.2010

Тепловоз 2М62-0699 на базе запаса Торжок

 

Вот он же, но с другой стороны.

5. Тепловоз 2М62-0699 на базе запаса Торжок,  18.12.2010

Тепловоз 2М62-0699 на базе запаса Торжок

 

Тепловозы отлично расставлены, попарно, на двух путях, так что можно сфотографировать каждый из них.

6. Тепловозы 2М62-0911 и 2М62-0694, база запаса Торжок,  18.12.2010

Тепловозы 2М62-0911 и 2М62-0694, база запаса Торжок

 

А это самый старый экземпляр, хотя всего-то 1981 года выпуска, немногим старше меня. На сети РЖД работают локомотивы куда старше, а этот на момент съёмки уже 3 месяца как списан.

7. Тепловоз 2М62-0467, база запаса Торжок,  18.12.2010

Тепловоз 2М62-0467, база запаса Торжок

 

Обратите внимание на гофры на кабине, они здесь наоборот, возможно  тепловоз слегка замяли в депо.

А вот и тот самый тепловоз, на котором работал знакомый с Игорем машинист. Тоже, 3 месяца уже как списан.

8. Тепловоз 2М62-0527, база запаса Торжок,  18.12.2010

Тепловоз 2М62-0527, база запаса Торжок

 

Стоял тепловоз на этой базе запаса с 1996 года, вот и прикидывайте, сколько лет его окраске, которая смотрится получше, чем у многих работающих, покрашенных три-четыре года назад.

А вот и кое-что поинтереснее, «локозавр», он же электровоз серии ВЛ15. Дело даже не в том, что на момент производства это был самый мощный электровоз постоянного тока, и вовсе не в том, что их выпущено всего 44 штуки,  примечателен сам электровоз. После одного мистического случая в работе его и отставили сюда, в Торжок на базу запаса, хотя в общем-то машина и не старая, 1987 года постройки, с официальной причиной «трещины в раме», поскольку локомотивные бригады напрочь отказывались работать на нём.  13 (даже число-то какое) лет назад тяжелое психическое расстройство машиниста едва не стало причиной очередной крупной железнодорожной катастрофы на сети РЖД. Многотонный грузовой поезд около часа находился под управлением безумца, с которым безуспешно пытался справиться напарник. Остановить состав получилось лишь чудом.

9. Электровоз ВЛ15-018, база запаса Торжок,  18.12.2010

Электровоз ВЛ15-018, база запаса Торжок

 

Что же было? Представьте ситуацию — поездная бригада: машинист 1973 г.р. (2 метра ростом, каратист-хоккеист и прочее), его помощник 1980 г.р. (полная противоположность — рост 1,6 м, с виду ботаник-почвовед). В ночь на 11 января 2004 года в локомотивное депо станции Волховстрой оба должны были прибыть на явку, но вовремя на месте был только помощник. Дозвонились до машиниста, тот ответил, что элементарно проспал, хотя времени на отдых было более 30 часов. На дежурном автомобиле депо его доставили  с опозданием 75 минут. Хотя и грубо нарушался график, машиниста допустили до управления электровозом, не сообщив ответственному дежурному  по депо об опоздании. Провели ускоренный медосмотр, – проверили Горчакова на трезвость, замерили пульс. Всё было в норме. Не стали измерять лишь артериальное давление. При этом никого не удивило, что вместо железнодорожной формы машинист оделся в праздничный костюм с галстуком-бабочкой. Он выглядел так, будто эта смена могла стать для него последней.

В целом, Горчакова начальство характеризовало как дисциплинированного работника. Психофизиологическое обследование он прошел осенью 2002 года, а полную медкомиссию – в мае 2003 года. Никаких психических отклонений на тот момент у него не выявили. Неудивительно, что фельдшера, спешившего выпустить локомотивную бригаду на линию, ничего не насторожило. Во время приёмки электровоза (тот самый ВЛ15-018) машинист не стал заправлять ленту в скоростемер. Ответив на резонный вопрос помогалы: типа и так доедем.  По станции Мурманские ворота прицепились к поезду-цементовозу весом 5200т. Затем неожиданно отправились под красный сигнал светофора, по неприготовленному маршруту взрезав пошёрстную стрелку. Помогала до смерти запуган машинистом, пытается что-то передать по рации, но ДСП уже и сами чуют неладное.

По одному перекрывают все светофоры поезду, но тот лишь постепенно разгоняется (местами скорость достигала 95 км/ч). Помогала сначала пытался вразумить коллегу, но после угрозы расправы затаился в углу кабины и прекратил все попытки вмешательства. Таким порядком поезд проезжает около сорока километров, пока диспетчера не догадались снять напругу. Тем не менее, обесточенную станцию поезд пролетает по инерции и медленно остановился через несколько километров после неё, на затяжном подъёме. Помощник выскакивает из электровоза и бежит на ближайшую станцию, а незакреплённый тормозными башмаками поезд медленно катится обратно с подъёма вниз, где его уже останавливают и ограждают. От столкновения с другим поездом отделяло менее двух минут.

Локомотивной бригаде пассажирского поезда № 687 «Вологда — Санкт-Петербург», следующего встречным курсом, приказывают остановиться и осмотреть кабину ВЛ15. Машинист  встречного не будь дураком, дожидается транспортных ментов и вместе они поднимаются в кабину, где и обнаружили в невменяемом состоянии машиниста Горчакова, корчившегося на полу локомотива. Машиниста доставили в Волховскую железнодорожную больницу, где ему был поставлен диагноз — острый бредовый психоз с агрессивными тенденциями.

Со слов помогалы:

  • машинист действительно хотел покончить с собой таким образом, для чего и одел костюм и крест
  • в семье у него на данный момент не все благополучно
  • машинист очень набожный человек, постился, переписывал Библию на свой лад
  • отдал икону 17 в. в храм безвозмездно, за что было пообещано место в раю
  • проносясь мимо станционных огней называл их взлетной полосой на небеса, а красные светофоры глазами дьявола
  • по заключению психиатров  — сильнейший психоз на фоне депрессии или что-то вроде

По словам машиниста Горчакова — очнулся на койке и ничего не помнит.

А рядом с электровозом с такой вот биографией стоит паровоз. Просто обычный паровоз.  Ничем не примечательный. Тысячи их!

10. Электровоз ВЛ15-018 и паровоз Л-4580, база запаса Торжок,  18.12.2010

Электровоз ВЛ15-018 и паровоз Л-4580, база запаса Торжок

 

Увидев, что мы отфотографировали все локомотивы на базе, сторож гостеприимно позвала нас на чай. Сторожка оказалась не простая, а сделанная из старого пассажирского вагона, вот только точно не знаю какого. Порадовало, что часть интерьера осталась нетронутой, изменили только окна.

11. Интерьер сторожки на базе запаса Торжок,  18.12.2010

Интерьер сторожки на базе запаса Торжок

 

Немного отогревшись и поговорив «за жизнь», мы отправились обратно на вокзал. На прощание, сторож показала нам кратчайший путь, по которому до вокзала было рукой подать. В вокзале мы снова расположились в боле-мене тёплой комнатушке и употребили остатки допинга, булькающие в бутылке.

И хотя Торжок является узловой станцией, от которой расходятся три направления, с движением здесь не очень. Штуки три электрички, столько же пригородных поездов под тепловозом, немножко грузовых. Поэтому когда объявили поезд, я не усидел и выбежал на улицу. Прождав минут пять, сфотографировал сборный состав, прибывший из Соблаго.

12. Тепловоз ТЭМ2-3239 со сборным поездом прибывает на ст. Торжок,  18.12.2010

Тепловоз ТЭМ2-3239 со сборным поездом прибывает на ст. Торжок

 

Незаметно день подошёл к концу, из Твери прибыла электричка. Да-да, это снова была ЭР2Т-7164. Видимо график оборота по эту сторону от Твери составлен так, что свежеприбывшая из депо машина сначала крутит рейс на Торжок, потом катается до Бологое и потом снова едет в Торжок. В последующих поездках эта гипотеза получила подтверждение, пока при очередном сокращении маршрутов не изменился график оборота. Поскольку локомотивная бригада была всё та же, мы снова напросились в заднюю кабину. Дорога до Твери пролетела незаметно, мы её просто проспали.

Казалось бы, кому может понадобиться ехать из Торжка или Лихославля субботним вечером в Тверь, но к нашему удивлению поезд был если не битком, то сильно наполненным. Сравнимо с электричками утром приезжающими в Москву. В соседнем тупике стоял подкидыш до Васильевского Мха, который толпа пассажиров долго не давала отснять. Мы с Игорем сначала решили сходить на экипировку и отснять электровоз, а потом вернуться на платформу.

13. Электровоз ВЛ10У-757 на станции Тверь,  18.12.2010

Электровоз ВЛ10У-757 на станции Тверь

 

Подождав пока толпа пассажиров рассосётся, мы вернулись обратно на перрон, но тут объявили посадку на Бологое, так что не получилось отснять пустынные платформы.

14. Тепловоз ТЭМ2-7034 с поездом Тверь — Васильевский Мох, станция Тверь,  18.12.2010

Тепловоз ТЭМ2-7034 с поездом Тверь - Васильевский Мох, станция Тверь

 

А дальше произошёл вообще удивительный случай. Проходя мимо вокзала, мы заметили стоящую на боковом пути 141 машину, которая придя с заводом ушла в бологовский график и в Москве показывалась крайне редко, хотя за ними все и гонялись, кроме Тверского фоторепортёра их так и не смог нормально сфотографировать. А тут отличная возможность сделать хорошую фотографию. Не успели мы разложить штатив, как к нам с Игорем подошёл милиционер, сказав: «Молодые люди!». Не услышав толком, что он сказал дальше, мы сказали, что всё нормально, имеем разрешение, на что милицейский ответил, что дескать он не об этом — сейчас Сапсан на Москву должен пройти и нам следует быть аккуратнее и повнимательнее. Сказать, что мы были опиздошены таким отношением — не сказать ничего, но было приятно.

15. Электропоезд ЭТ2М-141 на станции Тверь,  18.12.2010

Электропоезд ЭТ2М-141 на станции Тверь

 

Вскоре на Москву действительно пролетел Сапсан, обдав всех пургой, а следом под посадку подали какую-то ЭТ2М. Я сошёл по Клину, а Игорёк проспал до самой Москвы и обратно до Останкино.

Фотографии с базы запаса выложили на Паровоз.ком, где они вызвали огромный срач. Руководятлам было, что скрывать и за фото закрытого объекта на нас с Игорем посыпались гигабайты критики, что дескать так поступать не стоит и фото оттуда стоило бы хранить подальше, а лучше и не фотографировать совсем. Более того, по приезду в следующий раз, тоже с разрешением, на базу нас даже не пустили, сказав, что плевать хотели на бумаги. Впрочем, и саму базу через некоторое время перепрофилировали под хранение мотор-вагонного ПС, теперь там стоят ненужные электрички.

На сегодня всё.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>