В далёком детстве, мы жили с родителями практически на окраине города, откуда до железной дороги не просто рукой подать, но и при желании, высунувшись из окна, можно воочию наблюдать движение на ней. Не самое худшее место для жительства, если знать уникальные местные особенности, по которой выходит, что центр города одновременно является его окраиной, поскольку расширяться городу в сторону железной дороги больше не получается, эта самая железная дорога и мешается, а на мосты и тоннели в городском бюджете денег не предусмотрено. Немудрено, что возле путей прошла большая часть моего детства и юности. Само место часто являлось местом прогулок иногда с собакой по верху выемки вдоль путей, а иногда и с друзьями, непосредственно по шпалам собирая пивные пробки, чтобы не отходя от места, так сказать, их же и расплющить под ближайшим поездом. А зимой использовали высокую насыпь как отличную горку, катаясь сверху на санках.
С тех времён, по-видимому и взяла начало моя любовь к железнодорожному транспорту, волей — не волей, а начинаешь обращать внимание на проезжающие мимо поезда. Пассажирские поезда в то время были почти одинаковые, длинные, состоящие сплошь из однообразных зелёных вагонов, с неизменным ЧС2Т во главе, но были и выделяющиеся из общей серой зелёной массы. Ярко выкрашенная «Красная стрела» и почему-то постоянно выцветший «Экспресс», проходящие мимо нас утром или дневные «Аврора», всегда привлекали внимание. Но поезд о котором пойдёт речь сегодня особенный: всегда короткий состав, редко когда бывающий длиннее 7-8 вагонов, нестандартная фирменная бело-синяя окраска и чудо 90-х — пластиковые окна в вагонах, не могли не оставить впечатления. Поезд это был не простой, а международный, фирменный «Таллин Экспресс», соединяющий Москву со столицей соседней Эстонии. Так он и ходил много лет, оставаясь одним из последних поездов нашего направления с нестандартной окраской вагонов, выжив даже после перехода Эстонии в Шенгенскую зону и всех недружественных шагов её правительств, но девальвация рубля и санкции окончательно его доконали. В середине мая 2015 года, состоялся последний рейс «Таллин Экспресса», который я не мог не запечатлеть.
Казалось бы — большой ли пассажиропоток в Эстонию? Но поезд пользовался стабильным вниманием у туристов, исправно отбивая львиную долю пассажиров у авиатранспорта. Даже в худшие кризисные годы, составность «Таллин Экспресса» редко снижалась даже до шести вагонов + вагон-ресторан, но вот грянуло «холодное лето 2015»… «На самом деле «начало конца» курсирования «Таллин Экспресса» стало очевидным ещё полгода назад. Сначала составность сократилась до минимальных четырёх вагонов плюс вагон-ресторан, потом два родных вагона формирования GoRail сменили на вагоны формирования РЖД. Эстонские железнодорожники и РЖД делали всё возможное для сохранения поезда: наши отменили плату за пользование инфраструктурой, а эстонцы стали продавать билеты за рубли по фиксированному курсу. Но увы и ах, экономика должны быть экономной, подумали эстонцы и судьба поезда была решена, 17 мая 2015 стало последним днём курсирования этого замечательного поезда. Компания GoRail решила окончательно убить свои поезда дальнего следования, а на вырученные деньги полностью обновить парк пригородного подвижного состава. Магистральные пассажирские тепловозы ТЭП70, пассажирские вагоны и дизель-поезда ДР1 продали в Казахстан, а электропоезда ЭР2 и ЭР12 подготовили для продажи Азербайджану. Старую технику активно заменили на новые Stadler FLIRT.
Упускать момент с последним рейсом мне не хотелось, но не везло с погодой, в субботу и утро воскресенья лил дождь, а фотографировать в сырую погоду не хотелось ещё больше. Оставался последний шанс — застать вечерний рейс, с которым в Эстонию навсегда уедут последние вагоны, уже без вагонов ФПК. К вечеру воскресенья погода стала налаживаться, хотя бы прекратился дождь, в связи с чем за «чухонцем» на фотосессии вылезло множество фотографов, расположившись от Москвы до Покровки. Мне же необходимо было вывезти из деревни семью, поэтому оставался единственно возможный вариант — фотографировать в самом Клину, недалеко от дома в котором живут родители, при таком раскладе успевал в самый раз, да ещё мог и дела поделать.
Ровно в шесть вечера заканчиваю деревенские дела, оперативно собираемся и мчимся в Клин. Высаживаю родителей у подъезда и дворами пробираюсь к одной из народных троп, которой активно пользуются горожане, мигрируя из одного района в другой. А вот как раз и свободное местечко… Паркуясь провожаю взглядом промчавшуюся электричку в сторону Клина, жаль, -1 объект. Хоть я никогда и не гонялся за количеством, но этешку сфотографировать всегда рад. До Таллинского скорого время ещё есть, выбрал боле-мене приглядную точку и стал ждать, попутно переписываясь с друзьями. Один из администраторов группы «Ленинградское направление» Вконтакте, написал, что стоит на станции Клин, ждёт, пока пассажиры сядут в вагоны, чтобы электричка и дальше продолжила свой путь на Москву. Приготовился было его снимать, но из кривой со стороны Стреглово выскочил встречный электропоезд, став первым сфотографированным объектом в тот вечер.
1. Электропоезд ЭТ2М-142 на перегоне Подсолнечная — Клин, 17.05.2015
С нетерпением дожидаюсь пока последний вагон проедет мимо меня, перебегаю пути и фотографирую 142 машину со встречной электричкой.
2. Электропоезда ЭТ2М-100 и ЭТ2М-142 на станции Клин, 17.05.2015
Оба электропоезда большей частью вагонов находились в пределах станции, так фотографию и подписал. Подождал, пока электричка с Витей подъедет поближе, помахал ему рукой и сфотографировал поезд вслед.
3. Электропоезд ЭТ2М-100 на перегоне Клин — Подсолнечная, 17.05.2015
Тем временем позвонил один из клинских-фотографов-Антонов™, подрастающий фотолюбитель, с которым мы вместе ездили в Малую Вишеру прошедшей зимой, с просьбой уточнить моё местонахождение и заодно поинтересоваться — не было ли ещё «Таллин Экспресса». Нет ещё не было, а стою аккурат над водопропускной трубой, по которой протекает ручей, именуемый в народе «Тухлянка», за специфический запах его вод. Тот ориентировку понял быстро и через мгновение его силуэт показался в дырке в заборе.
Тем временем, другой Антон, тоже фотолюбитель и тоже из Клина, их в Клину аж три штуки, в этих клинских фотолюбителях-Антонах без бутылки так просто не разобраться, фотографировавший тем вечером в Покровке, написал, что скорый мимо него пролетел и минут через 5 будет по Клину. Так и получилось, немного погодя, из кривой показался прожектор. Сперва подумал, что это просто электровоз следует загонкой, без вагонов, но поезд насчитывал таковых целых три, просто издалека они были совсем незаметны. Прицелился и сделал кадр.
4. Электровоз ЧС2Т-980 с поездом «Таллин Экспресс», перегоне Подсолнечная — Клин, 17.05.2015
Вот и всё, до свидания, «Таллин Экспресс», не хотелось бы прощаться. А у нас в программе того вечера ещё ожидалось экспрессное демиховедро на Тверь, как ни подкалывал меня Антон: «дескать сам же говорил, что не нравятся ЭД4М»…, но решил его дождаться. Попутно фотографируя любимые этешки.
5. Электропоезд ЭТ2М-132 на перегоне Клин — Подсолнечная, 17.05.2015
Входной светофор Клина зажёгся зелёным, а на инфотабло высветилась большая буква «Г». Да, уважаемые диспетчеры Клина, полностью согласен, полное «Г» проследует станцию. Но литера лишь означала маршрут по главному пути. А вот и псевдокомфортный демих, лёгок на помине.
6. Электропоезд ЭД4М-0118, перегон Подсолнечная — Клин, 17.05.2015
Ну вот и всё, пора домой, напоследок сфотографировал ещё один электропоезд.
7. Электропоезд ЭТ2М-112 на перегоне Клин — Подсолнечная, 17.05.2015
Вечер не предвещал ничего плохого, по просьбе жены заехал за пиццей, хотелось отдохнуть перед рабочей неделей, посмотреть какой-нибудь фильм, но подъезжая к дому попал в аварию. Хитрый ездюк на Ларгусе решил сэкономить несколько миллисекунд, перестроившись в полосу не за мной, а непосредственно вместо меня, рассчитывая, что дескать правило трёх «Д» ещё соблюдается. Но мне экстренно тормозить было лень, ещё и пицца могла упасть с переднего сиденья вниз, поэтому чуть снизив скорость от души черканул Ларгус от крыла до крыла. Бампер Шкоды лишь выглядит хлипкой пластмасской, на самом деле он достаточно крепкий, а под ним скрывается вполне полноценный усилитель из швеллера. У меня потёрт декоративный молдинг немного краска на переднем крыле и, в общем-то всё, а изрядно замятая бочина Ларгуса производила удручающее зрелище. Водятел Ларгуса выскочив через пассажирскую дверь даже толком не орал, он просто открывал рот и хватал губами воздух от удивления, возмущения и обиды, я лишь спросил — вызываем ли ГАИ. Гайцов мы случайно оторвали от просмотра финала ЧМ-2015 по хоккею, Россия — Канада, в котором наши уступали с разгромным счётом, поэтому обстоятельства ДТП их интересовали мало, виновный был очевиден и после совершения всех необходимых измерений нас оперативно оформив отпустили. Ларгусовод огрёб штраф 1500 за непредоставление преимущества, 4 детали под покраску с предварительной штукатуркой (сам был удивлён насколько тонкий металл) и бонусом повышенный коэффициент ОСАГО в следующем году. А мне предстояла прогулка в страховую на осмотр. Деньги выплатили быстро, 13600 за несколько царапин, как раз хотел частично подкрашивать отдельные элементы, так вовремя нашёлся спонсор покрасочных работ.
UPD: Пока готовился материал, РЖД и Eesti Raudtee («Эстонская железная дорога» — ЭЖД). достигли взаимопонимания и с 10 июля его курсирование восстанавливается. Обслуживать маршрут теперь будет ФПК, а сам поезд будет ходить через Санкт-Петербург, объединив 2 поезда в одном составе.
А самый последний рейс был под ЧС2Т-1022. Да, Антонов много в Клину фоткающих — целых 3. Вот бы Олегов столько было))
А зачем? Зато мы с тобой уникальные, это гораздо интереснее!