Почему паровозы 100 лет назад ехали быстрее современных электричек? | Октябрьская магистраль

Читатели моего блога знают, что я интересуюсь не только современным состоянием дел на железных дорогах, в частности, Ленинградском направлении ОКТ, но также много времени провожу в архивах, выискивая интересные особенности.

Недавно в мои руки попало ни много, ни мало, а расписание пассажирских поездов Московского узла за 1907 год. Неплохое время, только-только фактически завершилась первая революция, хотя страну и продолжает лихорадить, но конфликты с зарубежными странами завершены подписанием важных документов.

А по России массово продолжается строительство железных дорог. Например, в Первопрестольной, ещё не вернувшей столичный статус уже построено 9 вокзалов. У каждого направления есть свой вокзал.

Карта окрестностей Москвы из Расписания дачных поездов 1907 года

 

Впрочем, это еще не предел, ведь пока даже не начиналось строительство линии Люберцы — Арзамас, её откроют только спустя 5 лет. Но вокзал уже носит название этого направления, хотя поезда с него ходят немного в другую сторону.

1. Расписание дачных поездов Московского жд-узла на лето 1907 года

Расписание дачных поездов Московского жд-узла на лето 1907 года

 

Что же такое дачный поезд в те времена? По сути, обычный пригородный, но с вагонами разных классов. Отправлялся утром из Москвы, а вечером обратно. Примерно вот такой:

2. Дачный поезд под паровозом Н на станции Сходня, 1902. Автор фото А. Бернштейн

Дачный поезд на станции Сходня 1902 - Бернштейн

 

Если Химки ещё считались спальным массивом рабочего класса, то начиная со Сходни располагались сплошные дачные массивы, в которые можно было добраться одним днём. В места подальше — Подсолнечную, Клин, собирались основательно, на более продолжительный срок. Как же быстро можно было добраться от Москвы до самых окраин Московской губернии? Много ли было поездов в то время? Ответ нам даст всё то же расписание. Листайте галерею!

3. Расписание дачных поездов Московского жд-узла на лето 1907 года. Часть 1.

Расписание дачных поездов Московского жд-узла на лето 1907 года

4.

Расписание дачных поездов Московского жд-узла на лето 1907 года

5.

Расписание дачных поездов Московского жд-узла на лето 1907 года

6.

Расписание дачных поездов Московского жд-узла на лето 1907 года

 

Всего в расписании на лето заложено 30 пар поездов, рассмотрим расписание поближе.

  • 19 пар обычных пассажирских поездов. Это как раз те самые пригородные перевозки. Уже неплохо, получается, что поезда отправляются раз в час. Напомню, речь идёт о событиях столетней давности, дорога из Москвы в Санкт-Петербург построена всего полвека назад, не все ещё к ней привыкли, по-старинке передвигаясь то пешком, то, в лучшем случае, гужевым транспортом.
  • Имеется также почтово-багажный, без посадки пассажиров.
  • 5 пар ускоренных поездов, это первые экспрессы! Часть следует до Клина без остановок, но большинство останавливается на крупных станциях.
  • 2 пары скорых поездов из Москвы до Санкт-Петербурга.
  • И 3 пары курьерских поездов — в наше время их аналогом был бы пресловутый Сапсан: под самым быстрым паровозом у которого тендер с увеличенным объёмом вмещает больше запасов угля и воды, с максимально кратчайшим временем хода, остановки только на крупных станциях (их было всего семь, построены они были через каждые 80-90 километров: Любань, Малая Вишера, Окуловка, Бологое, Спирово, Тверь, Клин).

А вот расписание поездов в обратном направлении.

7.

Расписание дачных поездов Московского жд-узла на лето 1907 года

8.

Расписание дачных поездов Московского жд-узла на лето 1907 года

9.

Расписание дачных поездов Московского жд-узла на лето 1907 года

10.

Расписание дачных поездов Московского жд-узла на лето 1907 года

 

У читателей может возникнуть закономерный вопрос — зачем же для скорых и курьерских поездов в расписании заложены остановки? Неужели нельзя было без них обойтись? Остановки на крупных станциях (их было всего семь, построены они были через каждые 80-90 километров: Любань, Малая Вишера, Окуловка, Бологое, Спирово, Тверь, Клин) были предусмотрены не только для заправки паровоза водой и топливом и посадки и высадки пассажиров. Пассажирам, едущим в поезде долгое время нужно было покушать.

На Николаевской дороге долгое время расписание составляли так, что бы каждые пару часов останавливаться на станциях с буфетами, ведь вагоны-рестораны придумали много позже, да и то все норовили в станционных поесть, см. к/ф «Мы с вами где-то встречались» где Райкин отстал от поезда из-за буфета или «Вокзал для двоих» где толпа с подошедшего поезда устремилась в ресторацию к Гурченко… Без буфета в те времена вообще было нельзя. Всё таки с какими интервалами поезда ходили — без буфета, в ожидании поезда, можно было оголодать.

На остальных станциях, помельче, буфетов не было, но были обязательные будки с кипятком, чтобы было чем заварить взятый в дорогу «Доширак». На Николаевской ЖД будки с кипятком строились по типовому проекту. А когда-то такие будки были на каждой большой станции. Назывались они «Кубовые для кипятку». Я это вспомнил вот в связи с чем — бабушка рассказывала, как она с семьёй в середине 50-х возвращалась в европейскую часть СССР из Средней Азии и на каждой станции с удивлением радостно докладывала родителям: «Папа, мама, опять станция «Кипяток»!»

11. «Кубовая для кипятку» на станции Завидово

«Кубовая для кипятку» на станции Завидово

 

Без воды в дороге не обойтись. Пока меняли паровоз или заправляли его водой, пассажиры бежали за кипятком. Набирали как горячую воду, так и холодную. До революции, по сведениям Ю. Г. Толстова, согласно статье 170 первого Устава железных дорог, существовала такса разлива кипятка: копейка — стакан. В советское же время кипяток стал бесплатным.

Итак, среднее время хода поездов до Клина составляло пару часов, с небольшим. Ничего не напоминает? Да это же просто калька с нынешнего пригородного расписания!

12. Современный электропоезд преодолевает путь из Москвы до Клина за два часа с четвертью! Это рекорд! Скриншот Яндекс-расписания.

Современный электропоезд преодолевает путь из Москвы до Клина за два часа с четвертью! Это рекорд! Скриншот Яндекс-расписания.

 

При всем при этом, все рейсы до Клина выполняются современными немецкими поездами ЭС2Г «Ласточка», производимыми по лицензии Siemens на заводе в городе Верхняя Пышма . Вот такими, на фото:

13. Сдвоенный электропоезд ЭС2Г-091 «Ласточка» в окраске обычных пригородных перевозок полигона МТППК на перегоне Крюково — Сходня

Сдвоенный электропоезд ЭС2Г-091 «Ласточка» в окраске обычных пригородных перевозок полигона МТППК на перегоне Крюково — Сходня

 

Электрички ЭС2Г «Ласточка» рассчитаны на скорость 160 км/ч, но реальная их средняя скорость на маршруте — 37,7 км/ч. А перевозки в Тверскую область осуществляются на машинах производства Торжокского вагоностроительного завода, признанного на сегодня банкротом.

14. Электропоезд ЭТ2М-068 на перегоне Клин — Ямуга

Электропоезд ЭТ2М-068 на перегоне Клин - Ямуга

 

Должностные лица компании-перевозчика (на Ленинградском направлении это печально-известная МТППК), отмахиваются, дескать дорога перегружена «Сапсанами» и обычные электричку ускорить нельзя… Враньё это всё. Можно, если захотеть. Хотите примеров? Их есть у меня!

15. Обычная электричка показала, что может ехать быстрее расхваленных «Ласточек». Автор этих строк ехал на этом маршруте и помнит, что электричка прибыла в Москву с запасом в пару минут. Скриншот Яндекс-расписания.

Обычная электричка показала, что может ехать быстрее расхваленных «Ласточек»

 

Просто с приходом нового руководства, с 2012 года, МТППК взяло курс на тотальное замедление пригорода. Бесспорно, «Сапсан» внес свои коррективы в расписание, но в первые годы его запуска обычные электрички ходили быстрее. Остановки «у каждого столба» появились именно с подачи нынешнего директора МТППК Федотова.

Самое смешное, что был внутри МТППК голос разума, рекомендовавший провести исследование пассажиропотоков. Исследование провели, 2 недели весной 2017 года специально обученные сотрудники замеряли входящих и выходящих пассажиров на каждой станции, и что бы вы думали? Результаты засекретили, проигнорировали добавили остановок всем остальным маршрутам, которые до этого позабыли.

А ведь совсем недавно, лет 10 назад, электрички следовали продуманным расписанием. Те, что из Крюково — со всеми остановками, кроме НАТИ (Лихоборы) и Малино, либо Планерная (Молжаниново). Клинские и Подсолнечные имели чуть больше остановок и обгонялись тверскими и конаковскими в районе Новоподрезково. График был продуман до мелочей — ничего лишнего, главное — скорость.

16. Расписание пригородных поездов на Ленинградском направлении до появления «Сапсана»

Расписание пригородных поездов на Ленинградском направлении

 

Резонный вопрос — а зачем же тогда нужны были Экспрессы? А не было их! Попытки запуска были, но народу «не зашло». Частная компания наспех раскрасила пару электропоездов и выкупила часть ниток до Крюково и Твери. Проезд осуществлялся по обычным билетам. Народ не оценил.

17. Электропоезд ЭТ2М-055 на Ленинградском вокзале, станция Москва-Пассажирская

Электропоезд ЭТ2М-055 на Ленинградском вокзале, станция Москва-Пассажирская

 

Проработав пару месяцев, та компания переключилась на перевозки дальнего следования, а электричку вернули народу.

Таким образом, МТППК деликатно намекает, что есть обычные электрички, нарочито медленные, а за скорость надо бы доплатить. Чтобы разница во времени была заметнее — нет, не ускорим экспрессы, их в Покровке же и Поварово тоже остановить надо. Ведь люди, люди! Простые люди об этом просили просто. Просили! Приходится замедлять обычные. Если электричка и так следует со всеми остановками, то нет проблем — придумаем техстоянку минут на 20.

Деньги, ничего личного. Пипл же хавает…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>