Паровозом на Осташков! Бологое, Куженкино и Шлина. | Октябрьская магистраль

Разговоры об этом ходили давно, аж с 2013, наконец с октября 2018 года свершилось! Из Бологое, что находится аккурат посередине меж двух столиц в регулярное движение запущен обычный пригородный поезд, который ведёт самый настоящий паровоз! Вагоны классического зелёного цвета, в который были окрашены большинство пассажирских поездов и электричек до недавнего ребрендинга РЖД, с аутентичными отличительными знаками заповедной Бологое-Полоцкой жд.

Каждую субботу в составе пригородного поезда Бологое – Великие Луки, до Осташкова (это примерно половина маршрута) и обратно, пригородный поезд следует под паровой тягой.

С помощью Тверской области и Октябрьской ЖД, главных вдохновителей проекта, воссоздана обстановка того времени: зелёные вагоны с отличительной символикой, проводники в исторической форме образца 1943 года, а каждому пассажиру помимо основного билета стандартной формы распечатанного на привычной термобумаге, выдаётся сувенирный. Кроме того, во время техстоянки, при следовании в Осташков, на станции Куженкино, в эдаком музее под открытым небом проводятся экскурсии по реконструированному вокзалу.

Паровоз Бологое Осташков

Ретропоездов в наше время хватает, но здесь, в Бологое, Московско-Тверская пригородная пассажирская компания (МТППК) совместила, казалось бы, невозможное: за стоимость проезда обычного пригородного поезда пассажиры могут прикоснуться к части истории железных дорог нашей страны, проехав по историческим местам, по живописной, заповедной Бологое-Полоцкой ЖД.

Совместив все это получилось не просто средство для передвижения местных жителей, но и отличным туристическим маршрутом выходного дня для всех желающих.

Я дорабатываю последнюю неделю лета, весь в предвкушении долгожданного отпуска, как приходит новость — Октябрьская железная дорога совместно с МТППК организуют крупнейший железнодорожный споттинг. И какое место выбрано! В глухих местах от Бологое до Осташкова, по участку следования ретропоезда на Селигер.

Местом сбора и стартовой точкой заезда назначили Бологое. То самое, воспетое в песнях «где-то между Лениградом и Москвой», одна из крупнейших железнодорожных узловых станций на европейской части России. А полное название станции — Бологое-Московское (ведь есть ещё и Бологое-Полоцкое, о нём чуть позже), куда запросто можно добраться как из Москвы, так и из Петербурга.

Но мне из Клина быстрее и удобнее на автомобиле, с пересадкой на пригород по Твери. Здесь я надолго не задержался — сфотографировал электровозы и сел на первую электричку, где моментально уснул.

1. Электровоз ВЛ10-864 на станции Тверь

Электровоз ВЛ10-864 на станции Тверь

Бологое

Просыпаюсь уже в Бологое. У меня в запасе час с небольшим. Решаю провести время на автомобильном мосту в створе станции. По дороге к нему замечаю двойную машку, которая отправилась куда-то вглубь станции после первого же щелчка затвора.

2. Тепловоз 2М62-0833 на станции Бологое-Московское

Тепловоз 2М62-0833 на станции Бологое-Московское

Солнце ещё жарит по-летнему, в Северную столицу проносятся скорые поезда. Вот — на Боровичи проследовал пригородный поезд. Причём пассажиры смогут зайти в вагон только в Угловке, а до неё и обратно поезд возит воздух.

3. Тепловоз ТЭП70БС-021 с пригородным поездом отправился со станции Бологое-Московское

Тепловоз ТЭП70БС-021 с пригородным поездом отправился со станции Бологое-Московское

А из Окуловки прибыла электричка.

4. Электропоезд ЭТ2М-122 прибывает на станцию Бологое-Московское

Электропоезд ЭТ2М-122 прибывает на станцию Бологое-Московское

Пора возвращаться, спускаюсь с моста и замечаю как по дальнему пути, в сторону Валдая, встреченная двамашка повезла вагон-путемер. Обидно, но бежать за ним бесполезно.

На высоких пассажирских платформах в Бологое оживление, кругом охрана, выставлены заборы. Не иначе, как Сапсана ждут. А к соседней, низкой платформе уже подали вагоны под паровозом. В голове моментально создаётся нужная компоновка для красивого кадра. Своеобразная связь времён – старинный паровоз рядом с современным высокоскоростным электропоездом на фоне известного вокзала! Но Сапсан уже объявляют, успеть бы добежать… Успеваю!

5. Паровоз Л-3958 и электропоезд ЭВС1-09 «Сапсан» на станции Бологое-Московское

Паровоз Л-3958 и электропоезд ЭВС1-09 «Сапсан» на станции Бологое-Московское

В стороне стоит не менее интересный агрегат — дизель-электропоезд ДТ-011, обычно начальственный членовоз, но сегодня доставил команду фотографов из Санкт-Петербурга.

6. Электровоз ВЛ10-1136 и дизель-электропоезд ДТ1-011 на станции Бологое-Московское

Электровоз ВЛ10-1136 и дизель-электропоезд ДТ1-011 на станции Бологое-Московское

Проведёт по маршруту наш ретропоезд паровоз типа Л, «Лебедянка», прозванный так по фамилии конструктора Л.С. Лебедянского. Построен он был в 1955 году на Ворошиловградском (Луганском) тепловозостроительном заводе «ВЗОР» (Ворошиловградский завод имени Октябрьской революции). Серия строилась на многих заводах с 1945 по 1955 годы.

Обычно с этим пригородом ходит паровоз Су (Сормовский Усиленный, по прозвищу «советский Прери»), но на тот момент был занят работой в динамической экспозиции международного железнодорожного форума PRO/Движение и ему на время прислали подмену.

Команды двух столиц собраны, перед отправлением получаем инструктаж о технике безопасности от начальника станции и облачаемся в сигнальные жилеты — обязательный атрибут для безопасного нахождения на железнодорожных путях.

Итак, отправляемся в поездку!

7. Паровоз Л-3958 на перегоне Бологое-Полоцкое — Куженкино

Паровоз Л-3958 на перегоне Бологое-Полоцкое - Куженкино

Куженкино

Первый фотостоп устроили неподалёку от пересечения с М10, немного не доезжая до станции Куженкино. Место спорное, на высокой насыпи. Был бы коптер… Пришлось лезть на опору придорожного столба, чтобы быть хотя бы на уровне рельсов. Место знакомое, буквально пару недель назад мы здесь уже встречались с этим же паровозом.

8. Паровоз Л-3958 на перегоне Бологое-Полоцкое — Куженкино

Паровоз Л-3958 на перегоне Бологое-Полоцкое - Куженкино

Первые километры, до Куженкино, Бологое-Полоцкая жд выглядит не до конца аутентичной из-за железобетонных шпал и линии трёхфазки, но дорога объявлена заповедной зоной железных дорог России на основании распоряжения РЖД по причине наиболее полной сохранности железнодорожной атмосферы и инфраструктуры эпохи столетней давности!

На следующем фотостопе предусмотрена техстоянка для знакомства со станцией Куженкино. Здесь по субботам проводят экскурсии по прекрасно сохранившемуся комплексу станционных сооружений начала XX века. Вот такой ажурный вокзал в Куженкино. Вид со стороны посёлка.

9. Вокзал на станции Куженкино

Вокзал на станции Куженкино

Зал ожидания в Куженкино с прекрасно сохранившимися деревянными диванами.

10. Зал ожидания вокзала в Куженкино

Зал ожидания вокзала в Куженкино

А это багажное отделение. В те времена тащить поклажу в вагон было не принято (ага, привет современникам-любителям летать в окружении чемоданов) – там просто не было предусмотрено мест для этого. Поэтому в состав поезда включался багажный вагон, а на каждой более-менее крупной станции устраивались багажные отделения, обязательными атрибутами которых были места для хранения багажа, весы, тележки для перевозки скарба пассажиров.

11. Багажное отделение в Куженкино

Багажное отделение в Куженкино

А это помещение дежурного по станции. В кадре пульт управления стрелочными переводами станции, аппарат жезловой блокировки (предвестник светофоров и семафоров).

12. Рабочее место дежурной по станции в Куженкино

Рабочее место дежурной по станции в Куженкино

А вот отдельно стоящий керосиновый погреб для хранения керосина, а так же фонарей и ламп, их заправки. Из-за горючести и вонючести керосина, помещения для его хранения устраивали отдельно от прочих станционных построек. К примеру, в Клину, керосинку вообще построили в полукилометре от станции и протянули к ней целый нефтепровод.

13. Керосиновый погреб в Куженкино

Керосиновый погреб в Куженкино

Водонапорная башня — обязательный атрибут всех станций в то время, необходима для заправки паровозов водой, которую те потребляют чуть ли не больше угля.

14. Водонапорная башня на станции Куженкино

Водонапорная башня на станции Куженкино

Во время стоянки по Куженкино нас обогнал графиковый пригородный поезд. Под современным тепловозом он, но с такими же вагонами зелёного цвета.

15. Тепловоз ТЭП70БС-375 на станции Куженкино

Тепловоз ТЭП70БС-375 на станции Куженкино

После экскурсии рассаживаемся по местам. Дав длинный гудок, паровоз отправляется к следующему фотостопу.

16. Паровоз Л-3958 на станции Куженкино

Паровоз Л-3958 на станции Куженкино

Шлина

Следующее место — оставило одно из самых ярких впечатлений за всю поездку. Это мост через реку Шлина, в окрестностях одноимённого остановочного пункта, а в прошлом — станции.

Просто подождав, пока паровоз осадил вагоны для разгона, получаю прекраснейший кадр.

17. Паровоз Л-3958, остановочный пункт Шлина

Паровоз Л-3958 остановочный пункт Шлина

Река Шлина, берущая своё начало из озера Шлино, что на Валдайской возвышенности впадает в Цну под в Вышним Волочком. Название реки, как и озера — балтийского происхождения, означает «глинистая». А паровозу дана команда на разгон.

18. Паровоз Л-3958 на перегоне Куженкино — Баталино

Паровоз Л-3958 на перегоне Куженкино - Баталино

Через извилистую реку перекинут мост послевоенной постройки с проездом поверху.

19. Паровоз Л-3958 с пригородным поездом Бологое — Осташков на мосту через реку Шлина, перегон Куженкино — Баталино

Паровоз Л-3958 с пригородным поездом Бологое - Осташков на мосту через реку Шлина, перегон Куженкино - Баталино

Естественно, что в одну статью весь рассказ не уместить, продолжение читайте во второй части поездки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>