«Путь в никуда», «Забытое ответвление от главного хода», «Железная дорога пережившая революцию и две мировые войны, но не капитализм». Всё это как нельзя лучше характеризует железнодорожную ветку из Клина в Высоковск. Некогда десятикилометровой длины путь сегодня разобран чуть более, чем наполовину, а эффективно используется лишь пара километров в самом начале.
Итак, в 1914 году наша страна вступила в Первую мировую войну. Позади остался ни много, ни мало, а 60-летний юбилей открытия железнодорожного сообщения в России, отмеченный Министерством Путей Сообщения. Первая в России массовая железная дорога, названная Николаевской, а после революции переименованная в Октябрьскую, была проложена в том числе и через Клинский уезд. За 60 лет эксплуатации уже всем стало понятно, какие выгоды приносит стальная магистраль. Если линию Москва-Петербург называют «главным ходом» Николаевской железной дороги, то к ней стремились присоединиться как местные железнодорожные пути, как например из Бологое до Рыбинска или из Чудово в Великий Новгород, так и многочисленные заводы и фабрики, строили свои подъездные пути. Иногда такой подъездной путь имел достаточно большую длину, становясь своеобразным МПС в миниатюре.
Примечательно, что на момент открытия линии широкой колеи, в Высоковске уже несколько лет функционировала узкоколейка, по которой на Высоковскую мануфактуру с 1910 года подвозили топливо с Саньковских торфоразработок.
Появление современного транспорта дало мощный импульс развитию Высоковска. Сначала рабочий посёлок получил статус райцентра, а в 1940 году преобразован в город Высоковск.
Несмотря на то, что дорога строилась на вполне исключительно промышленные цели, в Высоковске построили пассажирский вокзал, сохранившийся до наших дней, дополнительно был устроен остановочный пункт «Борисовский переезд».
А для стабильной работы линии, построили две казармы для путевых обходчиков, по проекту, аналогичному казармам на Главном ходу.
3. Путейская казарма на линии Клин — Высоковск в районе деревни Дмитроково, 1985 год. Фото из сети
После революции, как и прочие объекты, железнодорожная ветка Клин — Высоковск была национализирована и до конца 1960-х годов входила в состав железнодорожной сети общего пользования НКПС-МПС. Кроме грузовой работы действовало и активное пассажирское движение, до 8 пар поездов в сутки, сообщением Клин — Высоковская.
Из-за особенностей путевого развития станции Клин, поезда отправлялись с одного из путей разворотного треугольника, где в наши дни находится спуск с пешеходного моста. При этом никакой пассажирской платформы не было, в вагоны садились прямо с насыпи. Также не было пассажирской платформы у Борисовского переезда, посадка пассажиров производилась с переезда с автодорогой.
4. Вид от остановочного пункта Борисовский переезд в сторону Высоковска, апрель 2009. Наката на путях уже нет.
Из книги В.М. Пернавского «Родные места»: «Несмотря на позднее время, нам повезло с местами в переполненном, прокуренном вагоне. В ту пору пассажирский поезд, шедший в нашем направлении, трудно было назвать составом, ибо в нём насчитывалось всего три плацкартных вагона. И хотя сидячих мест на всех не хватало, люди не унывали. Опоздавшие устраивались в коридорах, на площадках, подножках и даже на крышах вагонов. До нашей конечной станции насчитывалось не более десяти вёрст, но поезд, как и утром, тащился не быстрее черепахи. К тому же, ему пришлось долго стоять на единственной промежуточной остановке. Так что пришлось нам опять корпеть в вагоне более часа».
В конце 60-х годов прошлого столетия линия стала обслуживать исключительно промышленный транспорт, утратив статус дороги общего пользования.
До 2009 года из Клина в Высоковск осуществлялось грузовое движение. Единственное предприятие, ради которого сохраняли линию это асфальто-бетонный завод ГУП МО «Высоковский Автодор», на который подвозили песок и щебень.
Высоковском город назвали неспроста. Он находится значительно выше, на высокой горе, относительно Клина и слабые тепловозы ТГМ4, из которых состоял основной парк Клинского ППЖТ не могли втянуть тяжёлые составы с песком и щебнем на такой значительный подъём. Исключительно для работы на этом направлении, у Михайловского ГОК был куплен магистральный тепловоз ТЭ3.
7. Тепловоз ТЭ3-6140 на территории Клинского ППЖТ, 23.09.1998, фото Атаман, источник Паровоз ИС
Судьба железнодорожного пути в Высоковск до недавнего времени оставалась неопределённой. Власти Высоковска говорили о мифических китайских инвесторах, которым был необходим железнодорожный транспорт, для открытия новых производств в Клинском районе. А железнодорожники до последнего делали всё для сохранения ветки на Высоковск. Не допускали разбора линии, проводили обслуживание верхнего строения пути, целых семь лет надеясь на лучшее.
Но в 2014 году их надежды и старания были перечёркнуты проектом строительства платной автодороги Москва — Санкт-Петербург М11 «Нева». Вердикт дорожников короток — путепровод в месте пересечения магистрали с железной дорогой не предусматривается проектом. Руководство Клинского ППЖТ скрепя сердце пришло к единственно верному решению — разобрать участок от точки «перерезания» автодорогой до Высоковска, пока вывоз стрелочных переводов и рельсо-шпальных решёток ещё был возможен.
А.Д. Сокольская, тогда еще в статусе и.о. Руководителя администрации Клинского муниципального района на фоне общественного недовольства разбором линии вместо требований внесения изменений в проект автодороги спасала собственное лицо, обвиняя лично директора Клинского ППЖТ Валерия Новожилова. А что он мог сделать? Оставить несколько километров полотна неизвестно кому и зачем, не имея возможности его использовать?
Новожилов проработал всю жизнь в ППЖТ, мог ли он добровольно уничтожить объект, которому посвятил более полувека?
Тогдашний глава Высоковска Вячеслав Давыдов открыто требовал расправы, пускался в откровенный популизм мечтая о скоростном трамвае, даже легком метро, забывая, что новый подвижной состав ещё нужно купить, где-то обслуживать, обучить персонал, а линию перед запуском основательно реконструировать.
13. Так выглядит пересечение с автодорогой в мае 2020. Хочется верить, что путепровод когда-нибудь будет построен.
О былом железнодорожном сообщении в Высоковске напоминает лишь сохранившийся вокзал, который стал обычным жилым домом после прекращения пассажирского движения. Он остаётся собственностью Клинского ППЖТ. И в ближайшем будущем сохранит этот статус, несмотря на разборку линии.
Тепловозы работавшие на линии теперь работают в других местах. ТЭМ2-1427 поработав некоторое время в Москве, теперь трудится в Мурманском морском порту, а ТЭМ2-1531 в апреле 2020 был отправлен в Казахстан.
15. Тепловоз ТЭМ2-1531. Последние часы в Клину, 10.04.2020
Ох да, был бы я на месте тех кто управлял районом и этой веткой, я бы взорвался, но бился бы до последнего чтобы поменяли проект и ветку сохранили, но к сожалению не удалось сохранить. Остаётся только надеяться на лучшее.
У управляющей районом давно другая задача — принимать на себя народный гнев пока район принимает мусор из Москвы. Что-то делать для народа полезное — она элементарно неспособна. Поэтому и нет прямых выборов городского главы, на третий срок её избрала кучка карманных местных депутатов.
Ну короче, всё как обычно у на сделается, всё не для людей