Железнодорожная ветка Клин — Высоковск | Октябрьская магистраль

«Путь в никуда», «Забытое ответвление от главного хода», «Железная дорога пережившая революцию и две мировые войны, но не капитализм». Всё это как нельзя лучше характеризует железнодорожную ветку из Клина в Высоковск. Некогда десятикилометровой длины путь сегодня разобран чуть более, чем наполовину, а эффективно используется лишь пара километров в самом начале.

железнодорожная ветка Клин - Высоковск

Итак, в 1914 году наша страна вступила в Первую мировую войну. Позади остался ни много, ни мало, а 60-летний юбилей открытия железнодорожного сообщения в России, отмеченный Министерством Путей Сообщения. Первая в России массовая железная дорога, названная Николаевской, а после революции переименованная в Октябрьскую, была проложена в том числе и через Клинский уезд. За 60 лет эксплуатации уже всем стало понятно, какие выгоды приносит стальная магистраль. Если линию Москва-Петербург называют «главным ходом» Николаевской железной дороги, то к ней стремились присоединиться как местные железнодорожные пути, как например из Бологое до Рыбинска или из Чудово в Великий Новгород, так и многочисленные заводы и фабрики, строили свои подъездные пути. Иногда такой подъездной путь имел достаточно большую длину, становясь своеобразным МПС в миниатюре.

1. Вокзал станции Высоковская, май 2009
Вокзал станции Высоковская
.
Одной из таких местных подъездных железнодорожных линий была железная дорога широкой колеи из Клина в Высоковск (в те времена — рабочий посёлок Высоковский) построенная в 1914 году (но официально открытая тремя годами позже). Основная цель строительства — обеспечение железнодорожным транспортом Высоковской мануфактуры (прядильно-ткацкой фабрики), но с возможностью пассажирского движения.
2. Станция Высоковская, вид от вокзала на Клин, май 2009
Станция Высоковская, вид от вокзала на Клин
.

Примечательно, что на момент открытия линии широкой колеи, в Высоковске уже несколько лет функционировала узкоколейка, по которой на Высоковскую мануфактуру с 1910 года подвозили топливо с Саньковских торфоразработок.

Появление современного транспорта дало мощный импульс развитию Высоковска. Сначала рабочий посёлок получил статус райцентра, а в 1940 году преобразован в город Высоковск.

Несмотря на то, что дорога строилась на вполне исключительно промышленные цели, в Высоковске построили пассажирский вокзал, сохранившийся до наших дней, дополнительно был устроен остановочный пункт «Борисовский переезд».

А для стабильной работы линии, построили две казармы для путевых обходчиков, по проекту, аналогичному казармам на Главном ходу.

3. Путейская казарма на линии Клин — Высоковск в районе деревни Дмитроково, 1985 год. Фото из сети

Путейская казарма на линии Клин - Высоковск в районе деревни Дмитроково

.

После революции, как и прочие объекты, железнодорожная ветка Клин — Высоковск была национализирована и до конца 1960-х годов входила в состав железнодорожной сети общего пользования НКПС-МПС. Кроме грузовой работы действовало и активное пассажирское движение, до 8 пар поездов в сутки, сообщением Клин — Высоковская.

Из-за особенностей путевого развития станции Клин, поезда отправлялись с одного из путей разворотного треугольника, где в наши дни находится спуск с пешеходного моста. При этом никакой пассажирской платформы не было, в вагоны садились прямо с насыпи. Также не было пассажирской платформы у Борисовского переезда, посадка пассажиров производилась с переезда с автодорогой.

4. Вид от остановочного пункта Борисовский переезд в сторону Высоковска, апрель 2009. Наката на путях уже нет.

Вид от остановочного пункта Борисовский переезд в сторону Высоковска в апреле 2009

.
5. Остановочный пункт Борисовский переезд. Подбор пассажиров производился на пересечении с автодорогой, пассажирской платформы не было. Апрель 2020
Остановочный пункт Борисовский переезд
.
Пассажирские поезда ходили до конца 60-х годов, под паровой тягой. Обычно к паровозу прицепляли два-три пассажирских вагонов, которые всегда забивались битком. Как и многие другие подобные неспешные поезда местечковых перевозок в нашей стране, получил прозвище «кукушка». Скорее всего название появилось из-за схожести звучания тифона паровоза со звуками, издаваемыми кукующей птицей.
Из книги В.М. Пернавского «Родные места»: «Несмотря на позднее время, нам повезло с местами в переполненном, прокуренном вагоне. В ту пору пассажирский поезд, шедший в нашем направлении, трудно было назвать составом, ибо в нём насчитывалось всего три плацкартных вагона. И хотя сидячих мест на всех не хватало, люди не унывали. Опоздавшие устраивались в коридорах, на площадках, подножках и даже на крышах вагонов. До нашей конечной станции насчитывалось не более десяти вёрст, но поезд, как и утром, тащился не быстрее черепахи. К тому же, ему пришлось долго стоять на единственной промежуточной остановке. Так что пришлось нам опять корпеть в вагоне более часа».
.
6. Тепловоз ТГМ4-1954 на разворотном треугольнике станции Клин. Отсюда начинается дорога на Высоковск
Тепловоз ТГМ4-1954 на разворотном треугольнике станции Клин
.

В конце 60-х годов прошлого столетия линия стала обслуживать исключительно промышленный транспорт, утратив статус дороги общего пользования.

До 2009 года из Клина в Высоковск осуществлялось грузовое движение. Единственное предприятие, ради которого сохраняли линию это асфальто-бетонный завод ГУП МО «Высоковский Автодор», на который подвозили песок и щебень.

Высоковском город назвали неспроста. Он находится значительно выше, на высокой горе, относительно Клина и слабые тепловозы ТГМ4, из которых состоял основной парк Клинского ППЖТ не могли втянуть тяжёлые составы с песком и щебнем на такой значительный подъём. Исключительно для работы на этом направлении, у Михайловского ГОК был куплен магистральный тепловоз ТЭ3.

7. Тепловоз ТЭ3-6140 на территории Клинского ППЖТ, 23.09.1998, фото Атаман, источник Паровоз ИС

Тепловоз ТЭ3-6140 на территории Клинского ППЖТ

.
Но большой магистральный тепловоз плохо проходил кривые малого радиуса, которыми изобилуют подъездные пути, его толком использовать не получилось. И для работы на Высоковском направлении использовались маневровые тепловозы ТЭМ2.
8. Тепловоз ТЭМ2-1531 на мосту через р. Липня, перегон Клин — Высоковская, 2.04.2008, фото MaF, источник Паровоз ИС
Тепловоз ТЭМ2-1531 на мосту через р. Липня, перегон Клин - Высоковская
.
9. Тепловоз ТЭМ2-1427 в цехах Клинского ППЖТ
Тепловоз ТЭМ2-1427 в цехах Клинского ППЖТ
.
Финансовый кризис 2008 сделал невыгодным доставку железной дорогой и некоторое время Высоковский Автодор использовал площадку у нижнего склада лесокомбината, оттуда вывозя песок и щебень грузовиками.
 10. Тепловоз ТГМ4-1121 на подъездном пути станции Клин
 Тепловоз ТГМ4-1121 на подъездном пути станции Клин
.
Прекращение движения не означало остановки работы всего Клинского ППЖТ. На первых двух километрах линии, в черте Клина проводится маневровая работа с вагонами, а на Высоковск пару раз в год пускали мотовоз, для поддержания линии в рабочем состоянии, чтобы не допустить её разворовывания.

Судьба железнодорожного пути в Высоковск до недавнего времени оставалась неопределённой. Власти Высоковска говорили о мифических китайских инвесторах, которым был необходим железнодорожный транспорт, для открытия новых производств в Клинском районе. А железнодорожники до последнего делали всё для сохранения ветки на Высоковск. Не допускали разбора линии, проводили обслуживание верхнего строения пути, целых семь лет надеясь на лучшее.

Но в 2014 году их надежды и старания были перечёркнуты проектом строительства платной автодороги Москва — Санкт-Петербург М11 «Нева». Вердикт дорожников короток — путепровод в месте пересечения магистрали с железной дорогой не предусматривается проектом. Руководство Клинского ППЖТ скрепя сердце пришло к единственно верному решению — разобрать участок от точки «перерезания» автодорогой до Высоковска, пока вывоз стрелочных переводов и рельсо-шпальных решёток ещё был возможен.

 11. Разобранная станция Высоковская, июль 2014
Разобранная станция Высоковская в июле 2014
 .
Рельсо-шпальная решётка с разобранного участка временно складируется в Клину и будет постепенно использоваться при ремонте действующих путей.
12.Станция Высоковская в июле 2014
Станция Высоковская в июле 2014
.

А.Д. Сокольская, тогда еще в статусе и.о. Руководителя администрации Клинского муниципального района на фоне общественного недовольства разбором линии вместо требований внесения изменений в проект автодороги спасала собственное лицо, обвиняя лично директора Клинского ППЖТ Валерия Новожилова. А что он мог сделать? Оставить несколько километров полотна неизвестно кому и зачем, не имея возможности его использовать?

Новожилов проработал всю жизнь в ППЖТ, мог ли он добровольно уничтожить объект, которому посвятил более полувека?

Тогдашний глава Высоковска Вячеслав Давыдов открыто требовал расправы, пускался в откровенный популизм мечтая о скоростном трамвае, даже легком метро, забывая, что новый подвижной состав ещё нужно купить, где-то обслуживать, обучить персонал, а линию перед запуском основательно реконструировать.

13. Так выглядит пересечение с автодорогой в мае 2020. Хочется верить, что путепровод когда-нибудь будет построен.

Так выглядит пересечение с автодорогой в мае 2020

 .
А пока несколько километров железной дороги ведут в никуда, линия заканчивается пустырём.
14. Временный тупик остатков ветки Клин — Высоковск. Пути здесь снимут через год.
 Временный тупик остатков ветки Клин - Высоковск
.

О былом железнодорожном сообщении в Высоковске напоминает лишь сохранившийся вокзал, который стал обычным жилым домом после прекращения пассажирского движения. Он остаётся собственностью Клинского ППЖТ. И в ближайшем будущем сохранит этот статус, несмотря на разборку линии.

Тепловозы работавшие на линии теперь работают в других местах. ТЭМ2-1427 поработав некоторое время в Москве, теперь трудится в Мурманском морском порту, а ТЭМ2-1531 в апреле 2020 был отправлен в Казахстан.

15. Тепловоз ТЭМ2-1531. Последние часы в Клину, 10.04.2020

Тепловоз ТЭМ2-1531 на станции Клин

Обидно, что железную дорогу чуть ли не насильно исключают из грузовых перевозок. Тарифы на грузоперевозки взвинтили, а скорость движения вагона чуть быстрее скорости пешехода. Вместо грузов стали курсировать «Сапсаны», а грузовой ход из Санкт-Петербурга в Москву теперь пролегает через Вологду.
.

станция Клин и станция Высоковская

3 комментария: Железнодорожная ветка Клин — Высоковск

  • Ох да, был бы я на месте тех кто управлял районом и этой веткой, я бы взорвался, но бился бы до последнего чтобы поменяли проект и ветку сохранили, но к сожалению не удалось сохранить. Остаётся только надеяться на лучшее.

    • У управляющей районом давно другая задача — принимать на себя народный гнев пока район принимает мусор из Москвы. Что-то делать для народа полезное — она элементарно неспособна. Поэтому и нет прямых выборов городского главы, на третий срок её избрала кучка карманных местных депутатов.

Добавить комментарий для Svolly Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>