Написать этот материал меня натолкнула случайная встреча в последний июньский день с очень необычным поездом. С виду обычный состав из типовых пассажирских вагонов серого цвета. Но намётанный глаз сразу заметил нюансы: поезд по электрифицированному пути вели сразу три тепловоза – один впереди состава и два в хвосте, а некоторые вагоны с шестью осями, вместо привычных четырёхосных. Давнее увлечение железными дорогами сразу помогло определить назначение – это был спецпоезд с бронированными вагонами для высшего руководства страны.
.
Свободное время каждый из нас проводит по-разному. Лежать на диване перед телевизором слишком скучно, поэтому кто может себе позволить путешествия, подгадывают поездки под ежегодный отпуск, но большинство сограждан выбирают отдых на дачах, каждую пятницу покидая город, чтобы в понедельник вернуться обратно. А что предпочитает первое лицо страны?
Через наш Клин проходит путь из Кремля до правительственных резиденций в Завидово и Валдае. Казалось бы что проще? Закончил работать вечером, да выезжай себе из Кремля сразу на Тверскую улицу, переходящую в Ленинградский проспект, а затем и Ленинградское шоссе, оно как раз и приведёт до обеих государственных дач. Но для охраны высшего руководства страны Федеральной Службой Охраны разработаны особые требования. Личный автомобиль президента ГАЗ-21 «Волга» точно не согласуют. Кортеж автомобилей? Тоже нет, не перекрывать же из-за него движение всех остальных автомобилей на федеральной трассе! Авиация? Громоздко, к тому же слишком шумно, «поработать с документами» в пути не получится.
На самом деле все давно придумано – президент как типичный дачник, ездит на поезде. Но не на обычной электричке, в РЖД для него имеется специальный поезд, прозванный железнодорожниками как «литерный». Дело в том, что у всех поездов имеется числовая нумерация, тогда как такие поезда специального формирования вместо числового номера имеют буквенный. Буква, она же литера, отсюда и название.
1. Литерный поезд под тягой тепловозов ТЭП70БС, перегон Подсолнечная — Клин
.
Спецпоезд для руководства страны не российское изобретение. Как только появилась железная дорога, встал вопрос о передвижении первых лиц. Самый известный спецпоезд – у руководства Северной Кореи, его окружают множественные слухи и легенды. В 2001 году Ким Чен Ир с официальным визитом проехал на этом поезде практически через всю Россию.
2. Спецпоезд руководства КНДР во время визита Ким Чен Ына во Владивосток, фото ТАСС
.
А первые вип-составы появились на родине железных дорог — Англии. Поезд существует и теперь. Королева нет-нет да отправлялась на нём с государственным визитом. Насколько часто новый король Британии, Карл III, будет пользоваться железными дорогами, пока неизвестно.
3. Спецпоезд королевы Великобритании
.
Российские императоры ездили в обычных вагонах, хотя для их охраны по обеим сторонам вдоль путей выставляли солдат. Ленин больше предпочитал автомобиль, не выезжая далеко из Москвы. Первые бронированные вагоны в СССР появились у Сталина.
4. Бронированный вагон И. В. Сталина, г. Гори, Грузия. Автор: Эймантас, источник Паровоз ИС
.
Вождь народов не любил ни самолёт, ни, тем более автомобиль из-за присущей тряски, шумов и скованности движений. Поэтому и на Чёрное море, и в Тегеран, и в Ялту он отправлялся в бронированном составе. Ход был такой, что совершенно непонятно, едет состав или стоит.
5. Тепловоз Да20-27 с поездом правительственной делегации СССР на ст. Потсдам, Германия. Из коллекции фотогалереи Паровоза ИС
.
Хрущёв обожал новинки авиации, хотя Политбюро и настаивало в целях безопасности передвигаться по железной дороге. Но Никита Сергеевич вёл активную борьбу с излишествами, у него персональных вагонов не было, для каждой поездки литерный поезд формировали разные депо. Только в 1974 году, уже при Брежневе построили специальный вокзал в центре Москвы, между платформой Каланчёвская и Ленинградским вокзалом. Так появился вокзал, поезда с которого отправляются куда угодно, лишь бы там были рельсы. Это так называемый Правительственный вокзал. А если по-официальному, Вагонный участок центрального направления Московского филиала АО «Федеральная пассажирская компания».
Информации про спецпоезда в открытом доступе мало. Поезд, предназначенный для первых лиц страны, охраняет Федеральная служба охраны (ФСО), а иметь проблемы с этой структурой никто не желает. Однако некоторые подробности о секретном составе известны. Поезд находится в совместном ведении Управделами президента и РЖД. Бронированные вагоны предназначены только для президента и председателя Правительства Российской Федерации. Министры всех мастей правом на такую роскошь не обладают. Спецпоезд формируют из разных вагонов под каждую поездку первых лиц государства. Секретных вагонов лишь несколько. Остальные – стандартные СВ и купе, есть так же и вагон-ресторан. Их прицепляют по необходимости. В обычное время РЖД даже может их использовать на пассажирских маршрутах. Ведут состав всегда не менее трёх тепловозов, расположенных в голове и хвосте поезда, еще один тепловоз запускают впереди, для проверки безопасности на путях. Почему именно тепловозы? Они не привязаны к контактной сети, более мобильны в отличие от электровозов.
6. Бронированный вагон для перевозки первых лиц страны
.
Подолгу поезд в депо не простаивает. Спецсостав довольно часто бывает на ходу. Например, во время недавней самоизоляции Путин на нём неоднократно ездил в свою резиденцию на Валдае. Но такие поездки, конечно же, не афишируются.
Но скорость у тепловозов небольшая, всего 160 км/ч. Конечно, это немного быстрее, чем у обычных электричек, но соответствует скорости электропоездов «Ласточка». А кто же из нас не любит быстрой езды? Для быстрых перемещений в Польше были закуплены две мотрисы PESA 611М.
7. Рельсовый автобус PESA 611М-002 на перегоне Клин — Решетниково
.
Автомотриса представляет из себя вагон, тоже на дизельном ходу, кузов опирается на две приводные тележки. Машина имеет кабины машиниста с обеих сторон. На испытаниях их удалось разогнать до скорости 201 км/ч!
8. Рельсовый автобус PESA 611М проследует станцию Клин
.
После распада СССР, подобными спецвагонами обзавелись и лидеры других стран бывшего союза. В открытом доступе информации о них почти нет. Но, в середине июня 2022, сенсацией стала поездка лидеров трёх ведущих стран Евросоюза в спецпоезде президента Украины.
9. Президент Франции Эммануэль Макрон, канцлер Германии Олаф Шольц и премьер Италии Марио Драги в вагоне-салоне литерного поезда президента Украины
.
И-за соображений безопасности, украинский спецпоезд был подан на безымянный полустанок в Польше, на который прибыли автотранспортом европейские лидеры.
10. Канцлер Германии Олаф Шольц на посадке в броневагон, в котором, как гласит надпись, всего пять мест
.
Удивительно, насколько часто в секретном поезде президента Украины бывают зарубежные гости. В любом случае Шольц, Макрон и Драги здесь не первые: судя по фото в тамбуре, в поезде успели побывать и британский премьер Борис Джонсон, и его канадский коллега Джастин Трюдо. В Киев в этот раз собрался и румынский президент Клаус Йоханнис, но оказалось, что в составе из 12 вагонов, где ехали Макрон, Шольц и Драги, места ему не нашлось.
Что же до поезда который мне случайно встретился, то, как оказалось, на нём из Ржева возвращались Владимир Путин и Александр Лукашенко, открывавшие Ржевский мемориал Советскому солдату. Но президенты вышли в резиденции Завидово, где с них сняли цифровые копии при помощи специального программно-аппаратного комплекса в рамках выполнения программы «цифровое государство». А «литерный» продолжил свой путь в столицу уже пустым.
11. Литерный поезд под тягой тепловозов ТЭП70БС, перегон Подсолнечная — Клин
.
Добавить комментарий