Близится лето — пора отпусков, а какой же отпуск без моря? Набравшие излишние веса за зиму доллар и евро вынуждают соотечественников экономить и выбирать для отдыха места поближе, а тут ещё и санкции… Так ли нужны нам эти их «Золотые пески», когда под боком собственное море? Вопрос риторический, во всяком случае дешевле, чем за кордоном точно не будет, но зато на Черноморском побережье Кавказа имеется неповторимая железная дорога, которую считает своим долгом сфотографировать каждый, а не только ферроэквинолог. Об одной из моих поездок на юг и пойдёт речь в сегодняшней заметке.
2010 год, лето в самом разгаре, компания «Мосмарт», в которой я тогда работал, развалилась во-второй раз, но на сей раз уже окончательно и мне предстояло заняться поиском нового рабочего места, а сезон отпусков делал эти самые поиски до неприлично долгими. В один из вечеров, когда я отдыхал в деревне, не зная чем заняться в ближайшее время, Андрей Gekko, мой знакомый из Нижнего Новгорода написал, что отдыхает в посёлке Лазаревское, близ Сочи и приглашал к нему присоединиться. Немного пораздумав приглашение принял, ответив, что поеду ближайшим же поездом.
Ближайшим оказался фирменный поезд №104 «Сочи», отправляющийся с Казанского вокзала столицы, (вместо него уже полтора года как курсирует двухэтажный состав), с ним и решил попытать счастья. Прибываю на Ленинградский вокзал с первой утренней электричкой, с небольшим запасом времени, оттуда перехожу на Казанский. Наткнувшись на ларёк выругал себя за забывчивость. Ну надо же было оставить дома всю воду, и это летом! Пришлось покупать в киоске Акву Минерале за нереальные деньги. Торговка увидев во мне туриста, попыталась было обмануть, недодав рублей 20, но была поймана и деньги досдала сполна. Вот уже и вагоны подали под посадку, скоро должен пришвартоваться электровоз. Подъехал ЭП10-006, попросился пассажиром до Рязани, впустили, как отъехали — написал Андрею, чтобы встречал следующим утром, до Лазаревского ехать предстояло целые сутки. Электровоз ЭП10 оказался вполне бодрой машиной, что внутри, что снаружи — ухоженный, чистый. В связи с частыми поломками, в 2010 году их использовали исключительно в роли постоянников, выпуская лишь на плечо Москва — Рязань-II, даром, что машины двухсистемные.
Вот уже и Рыбное показалось, с его ВЛ80, вскоре свернули на Рязань-вторую. В Рязани стояли колонны всевозможных электровозов, а вот чуть подальше стоял дизель-поезд Д1, применяющийся для доставки рабочих на НПЗ в Стенькино, такую редкость упускать было нельзя, немедленно его сфотографировал!
1. Дизель-поезд Д1-750 на станции Рязань-II, 28.06.2010
Сфотографировав «венгерку», как называют этот дизель-поезд железнодорожники за его происхождение на заводе Ганц-МАВАГ в Будапеште, поспешил вернуться на платформу, тем более, что к нашему поезду уже подъехал красавец ЧС8, номер которого, к сожалению, уже не вспомню. Эх, не зря ЧС8 называют «кораблём» — длинная база в сочетании с мягким ходом навевает именно такие ассоциации. До следующей остановки, Мичуринска, домчались за пару часов. Ещё столько же и мы в Отрожке, потом техническая остановка в Придаче. Южное направление безошибочно можно узнать по всё чаще появляющимся огромным элеваторам на станциях, да пирамидальным тополям. Ехать было скучно, хорошо хоть работала розетка и можно было слушать музыку не боясь посадить батарейку. Станцию Лиски пролетели без остановки, с удивлением из окна рассматривал меловые горы, не такие огромные, как в Дивногорье, что на линии Лиски — Валуйки, но не менее красивые. К концу дня поймал себя на том, что от скуки начал разговаривать сам с собой: «Вон какая деревня большая на пригорке…». «Да-да, красивая деревня» — отвечал сам себе же. Вечером прибыли в Россошь, станцию и одноимённое депо. В Россоши сбегал в ларёк, купил воды и пару чебуреков, на жаре есть особо не хотелось. Дальше ступил, как обычно, если не очень хотелось есть — чего бы не подождать, пока уедем со станции, но ужин надолго откладывать не стал, а зря. не успел доесть первый чебурек, как в зеркало увидел проезжающий мимо нас электровоз ЧС4, тот самый, который прозвали «аквариум». Пассажирские поезда на сети РЖД они не водили уже более трёх лет, а оставались на хозработах в качестве рельсосмазывателей. Увы, но руки были в масле и заняты ужином, сфотографировать его не успел. Жаль, в другой раз ЧС4 мне встретится только спустя несколько лет, на динамической экспозиции в Щербинке. Глубоко ночью прибыли в Ростов-на-Дону, а утром в долгожданный Горячий Ключ, где уютный ЧС8 пришлось покинуть и пересесть в подцепившийся ВЛ10 депо Туапсе.
Путь с Горячего Ключа до Туапсе произвёл неизгладимое впечатление: станция стыкования расположена на равнине, с южной стороны окружена горами, с юго-западной стороны вплотную подходит хребет Пшаф, Кавказских гор, а дальше путь пролегает по горным долинам, тоннелям и выходит на станцию Туапсе, расположенную прямо на побережье Чёрного моря. Дорога от Горячего Ключа до Туапсе занимает полтора часа, за это время как будто попадаешь в другой мир!
Вышел в Лазаревской, где меня уже ожидал Gekko, который заодно успел найти для меня койко-место около станции и совсем за небольшие деньги. Позавтракали в кафе около станции, а затем с его сёстрами поехали в Сочи на прогулку. Рано возвращаться с прогулки нам не хотелось, а последняя электричка уходила на Туапсе неприлично рано. Пришлось задействовать знакомого Андрея, который пообещал пристроить нас в один из ночных поездов.
2. Электровоз ВЛ10-1731 с пассажирским поездом, станция Сочи, 29.06.2010
Вечером вернулись на станцию Сочи, дождались нужного нам поезда и поехали обратно в Лазаревское. Бригада электровоза оказалась очень весёлой, шутила всю дорогу. Проезжая автостоянку машинист спросил нас: «Включить ли цветомузыку?» Не зная, что означает этот железнодорожный термин, глазами спросил Gekko, но и он тоже стоял молча, не поняв вопроса. Почувствовав неловкую паузу, ТЧМП ответил машинисту — включай, раздался бас тифона, а на автостоянке массово заорали автомобильные сигнализации, попутно перемигиваясь поворотниками.
На следующий день решили вылезти на фотосессию, чтобы запечатлеть уходящую эпоху электровозов ВЛ10 в депо Туапсе. Поскольку ожидалась масштабная реконструкция прибрежного участка для увеличения пропускной способности, отправились в сторону однопутного участка, где намечалась постройка второго пути к сочинской Олимпиаде. Встали пораньше и вышли на перегон. Лето, разгар курортного сезона, поезда шли один за другим.
3. Электровоз ВЛ10-1893 с пассажирским поездом на станции Лазаревская, 30.06.2010
Одни курортники возвращаются домой, другие приезжают отдыхать, нескончаемый поток туристов, перемежаемый грузовыми поездами.
4. Электровоз ВЛ10-1188 с грузовым составом, станция Лазаревская, 30.06.2010
Со стороны разъезда Водопадный заприметили небольшой заливчик, туда мы и направимся.
5. Вид на перегон Водопадный — Лазаревская, 30.06.2010
Вдали показался пассажирский поезд, ведомый ВЛ10.
6. Электровоз ВЛ10-1673 с поездом Саратов — Адлер на перегоне Водопадный — Лазаревская, 30.06.2010
Через пару минут поезд доехал и до нашего местонахождения.
7. Электровоз ВЛ10-1673 с поездом Саратов — Адлер на станции Лазаревская, 30.06.2010
Стояла жара, идти вдоль путей было тяжеловато, утешало, что скоро выйдем на однопутку, возле которой будет пляж. Движение затихло, но когда дошли до нужного нам места, нас нагнал очередной пассажирский поезд.
8. Электровоз ВЛ10-1615 с пассажирским поездом, перегон Лазаревская — Водопадный, 30.06.2010
В таком красивом месте с путей фотографировать просто неприлично, попробовали поискать и другие возможные ракурсы, ради интереса залез на подпорную стену, но и оттуда и вид был на теневую сторону и ряд столбов не украшал композицию, от такого варианта пришлось отказаться. Чуть дальше, в море находился волнорез, на который можно было попасть с берега, на него я и подался, аккурат успев на него залезть к моменту проследования грузового, да под каким электровозом! Круглобуферный, звездатый и ещё с красивым номером!
9. Электровоз ВЛ10-555 с грузовым поездом, перегон Водопадный — Лазаревская, 30.06.2010
Внизу загорали мужчина с женщиной, решившие уединиться в этом тихом месте, их отдых мы случайно нарушили. Завидев у нас фотоаппараты, семейная пара как-то с возмущением посмотрела на нас, но поняв вскоре, что нас интересуют лишь проезжающие поезда смотрели на нас скорее с удивлением, но к этому мы уже давно привыкли. Когда грузовой прошёл, стала понятна причина возмущений семейной пары, дело в том, что женщина была без верха, а мужчина был и вовсе раздетым. Хотелось им крикнуть и сказать, что мы не их фотографировали, но когда приглядевшись оказалось, что и одежды нет и на женщине, то смутившись подумали, что с ними лучше контактов не иметь, тем более, что на Туапсе шёл очередной пассажирский.
10. Электровоз ВЛ10-1801 с пассажирским поездом, перегон Лазаревская — Водопадный, 30.06.2010
С этой стороны элементы волнорезов и береговых укреплений размещены как-то хаотично, случайно, очевидно, что делали их из того, что было, в разные отрезки времени. А вот с другой стороны волнореза на котором мы находились, всё было ровненько, как на подбор.
11. Электровоз ВЛ10-674 с пассажирским поездом, перегон Водопадный — Лазаревская, 30.06.2010
Великое многообразие ВЛ10 в депо Туапсе, следующий поезд вела десятка выпущенная Тбилисским заводом, круглобуферная.
12. Электровоз ВЛ10-183 с пассажирским поездом, перегон Водопадный — Лазаревская, 30.06.2010
Неплохое движение здесь, особенно если учесть, что с момента нашего появления на перегоне прошло не более полутора часов.
13. Электровоз ВЛ10-1108 с пассажирским поездом, перегон Лазаревская — Водопадный, 30.06.2010
Но стоять наверху быстро наскучило, ведь рядом шумело море. Только приготовился спускаться с волнореза вниз, как раздался рёв тифона и шум двигателя, ну почти как на тепловозной ветке. Подумалось на 2ТЭ116, который был командирован в эти края таскать пассажирские поезда от Адлера до Сухума, но вместо него прошла обычная чмуха.
14. Тепловоз ЧМЭ3-6955 с полувагонами на перегоне Водопадный — Лазаревская, 30.06.2010
Снизу вида не было никакого, не успел залезть в воду, как тут как тут круглобуферная десятка. Пришлось спешно выскакивать из воды ради неё.
15. Электровоз ВЛ10-113 с пассажирским поездом, перегон Лазаревская — Водопадный, 30.06.2010
Дальше из моря уже не выбегал, изредка фотографируя проезжающие поезда. Вот проследовал звездатый и круглобуферный.
16. Электровоз ВЛ10-559 с пассажирским поездом, перегон Водопадный — Лазаревская, 30.06.2010
Та самая пара решила всё таки приодеться хотя бы частично.
17. Электровоз ВЛ10-963 с грузовым поездом, перегон Водопадный — Лазаревская, 30.06.2010
С коротким интервалом навстречу друг другу проехали два пригородных поезда, скрестившись на разъезде Водопадный.
18. Электропоезд ЭД4М-0031 на перегоне Лазаревская — Водопадный, 30.06.2010
Обе электрички имели ещё заводскую окраску, хотя лет им было предостаточно. Сразу видно, что среди местного населения нет тяги к ХУДОжествам, либо депо хорошо охраняется.
19. Электропоезд ЭД4М-0032 на перегоне Водопадный — Лазаревская, 30.06.2010
Жаль, что прошли демиховёдра, очень хотелось поймать здесь кругляк в белом окрасе, выполняющий попугайские рейсы в Белореченскую, но не судьба. Вот пожалуй и всё, накупавшись и вволю пофоткав решили отправляться в обратный путь. У платформы со смешным названием, напомнившим нам голую тётку с пляжа, сфотографировали ещё одну круглобуферную десятку.
20. Электровоз ВЛ10-064 с пассажирским поездом проследует о.п. Мамедова Щель, перегон Лазаревская — Водопадный, 30.06.2010
Немного задержались на станции.
21. Электровоз ВЛ10-1430 с пассажирским поездом, станция Лазаревская, 30.06.2010
И ещё один поезд.
22. Электровоз ВЛ10-1775 с пассажирским поездом на станции Лазаревская, 30.06.2010
Сфотографировав эту пару с КБШ (первый поезд был из Самары, а второй, кажется, Ульяновский, судя по окраске вагонов), нырнули в кусты и вышли к столовой, где вкусно пообедали, а потом отправились к девчонкам на пляж, где и провели остаток дня. Как бы ни хотелось остаться, но нужно было возвращаться домой, через пару дней предстояла встреча с друзьями, посвящённая моему очередному дню рождения, опаздывать было нельзя. Забрал вещи из съёмной квартире, закупился водой в пристанционном «Магните», выгодно отличающемся ценами от всевозможных киосков, расставленных на каждом углу и дождавшись нужного поезда, сел в него.
Потом опять — дорога вдоль моря, проводил глазами место, где фотографировали утром, постояли в Туапсе и свернули в горы. Путешествие через тоннель и наш поезд выезжает на равнину, как будто возвращаясь обратно в этот мир. Напоследок сфотографировал круглобуферный ВЛ10, на котором ехал.
23. Электровоз ВЛ10-183 на станции Горячий Ключ, 30.06.2010
Вместо ожидаемого ЧС8, к нашему поезду пристыковался ЭП1М-446, а вот восьмёрка повезла следующий за нами 104-й поезд. Общие впечатления — вроде новый локомотив, ещё не убитый, бежал резво, разве, что ходовая жестковата, но что-то не то, даже в сравнении со старыми чешскими машинами. Но пойдёт, опять же, кондиционер работал, а жарким днём это было совсем не лишним.
Ночью в Краснодаре сфотографировал памятник тепловозу ТЭ3, и ЭД9МК, но фото выкладывать не буду, мягко говоря не получились из-за тряски компрессора электровоза, утром в Россоши простую ЭД9М-0248 и ЧС8 со 104-м поездом, а потом проспал почти всю дорогу. После Мичуринска случайно заметив одинокий тепловоз, сфотографировал ЧМЭ3-2420 на станции Кочетовка и не зря — спустя год тепловоз списали.
В Рязани поменяли ЭП1М на ЧС7, на котором и доехал до Москвы, где пересел на привычную ЭТ2М, в которой с радостью встретил знакомых, с которыми всегда вместе ездим с работы домой, хоть было с кем поговорить, а то думал одичаю за сутки одиночества. Так и закончилась эта запоминающаяся поездка.
До новых встреч!
Добавить комментарий