Веребьинский мост и окрестности | Октябрьская магистраль

«Сапсан»

Вот и подоспела вторая часть рассказа о большом летнем путешествии-2015, в которой речь пойдёт об одном из грандиознейших сооружений не только Главного ходя Октябрьской ЖД, но и современной России, Веребьинском мосту, соединившем оба края глубокого Веребьинского оврага.

Со станции Бурга, в первом вагоне мы ехали до платформы 200 км, откуда до южного склона Веребьинского оврага рукой подать. Был бы день пасмурный, то удобнее было выскочить чуть раньше, на платформе 198 км, а потом обойти охранную зону по тропинке вокруг, но солнечный день не давал шансов, а фотографировать против света нам не хотелось.

Веребьинский мост

 

В вагоне было чисто и тихо, за время поездки контролёр к нам так и не зашёл, чему мы были искренне рады, всё таки цены за проезд в Новгородской области очень кусачие. Антон спал, а я фотографировал знакомые места. Проехали Мстинский мост, вечером сюда мы ещё вернёмся.

1. Вид с Мстинского моста, 12.06.2015

Мстинский мост с высоты

 

Когда-то эта часть реки даже была судоходной, а сейчас считается обмелевшей. Несколько секунд и мы уже проскочили мост через Мсту, третий по счёту железнодорожный через неё и самый величественный. Удалось перебежать на другую сторону вагона и сфотографировать пойму Мсты.

2. Вид с Мстинского моста, 12.06.2015

Мстинский мост с высоты

 

А вот уже и первая остановка по другую сторону моста, платформа 190 км, которую мы пролетели без остановки. Остановка по требованию — одна из местных особенностей. Иногда пассажиров опрашивает помощник машиниста, делая обход по составу, а иногда надо самим воспользоваться громкой связью.

3. Табличка на платформе 190 км., 12.06.2015

Табличка на платформе 190 км.

 

Вспомнив про местные особенности подбегаю к кнопке связи пассажир-машинист и прошу остановить у платформы 200 км., и повторяю просьбу, помощник вроде как ответил, что да, остановят… Вот уже подъехали к самому началу Веребьинского оврага, платформе 198 км.

4. Табличка на платформе 198 км., 12.06.2015

Табличка на платформе 198 км.

 

Мы у цели! Пинаю Антона, чтобы тот проснулся и готовился к выходу, а сам пока фотографирую просторы Веребьинского оврага. Огромный мост, а внизу маленький ручей, масштабы несравнимы. Глубокая Мста с её быстрым течением хоть боле-мене уравновешивает Мстинский мост, а здесь ручья Веребье почти не видать. Сам Веребьинский мост начинается сразу за платформой. Сооружение грандиозное,  более 70 метров высотой. Наш электропоезд как будто бы движется по воздуху, а чтобы увидеть непосредственно мост, придётся высунуться в окно. Одна из легенд Октябрьской ЖД повествует, что во время первой поездки, император Николай I не рискнул проехать по мосту на поезде, а переправился через ручей Веребье на лодке, с целью «получше увидеть сам мост». Но не позавидуешь машинистам-скоростникам, ведь одно дело въезжать на мост на относительно неспешной электричке и совсем другое — влетать со скоростью под 250 километров в час.

5. Веребьинский овраг, 12.06.2015

Веребьинский овраг

 

Но что такое!? Поезд проносится мимо остановочного пункта платформы 200 км не снижая скорости! Ау, локомотивная бригада, снова пользуемся мы громкой связью и требуем остановить хоть где-нибудь, нас заверяют, что на следующей платформе остановка точно будет. Не обманули, действительно остановили. Помощник высунувшись в дверную форточку сказал, что он немного напутал, ладно, хоть не сильно далеко увёз. Идти обратно пешком нам не хотелось, решили дождаться встречную электричку из Окуловки, да и проехать на ней одну остановку, а пока немного пофотографировать.

6. Платформа 204 км. «На Окуловку», перегон Мстинский мост — Торбино, 12.06.2015

Платформа 204 км. «На Окуловку», перегон Мстинский мост — Торбино

 

Поднявшись на насыпь видим другое, не менее известное сооружение, Веребьинский обход, а точнее одно из его примыканий к Главному ходу. Собственно, самого обхода давно уже не существует — трассу спрямили, но след единственного отклонения от практически прямой Октябрьки всё ещё отлично просматривается. Веребьинский обход, вопреки расхожим слухам — вовсе не след пальца Николая I, на котором споткнулся карандаш, когда император чертил по линейке трассу будущей линии. Изначально трасса была построена прямой, современное спрямление Веребьинского обхода полностью повторяет исторический маршрут трассы, даже при строительстве Веребьинского моста архитекторам пришлось немного смещать расположение колонн, чтобы их основание не совпадало с колоннами первого Веребьинского моста. Веребьинский обход был построен спустя 30 лет с момента начала эксплуатации дороги, в 1870-е годы, и вот почему: маломощные локомотивы того времени, боле-менее справлявшиеся на всех остальных участках пути, не справлялись с затягиванием поездов в затяжном подъёме в районе оврага и речки Веребьи, поэтому приходилось либо расцеплять поезда, либо использовать двойную тягу, что приводило к задержкам по времени. С целью облегчить профиль и отказаться применения двойной тяги и был построен обходной путь, удлиняющий перегон на несколько километров, но делающий профиль менее крутым.

7. Новая трасса Октябрьской магистрали и Веребьинский обход, 12.06.2015

Новая трасса Октябрьской магистрали и Веребьинский обход

 

У современных же локомотивов, а тем более у электропоездов вполне достаточно тяговой мощности, чтобы втянуть поезд на подъём, поэтому линию и вернули на историческое место. Но как всегда, без ляпов не обошлось. При станциях Оксочи и Веребье были довольно большие посёлки, по нескольку тысяч жителей. Поэтому изначально было в планах оставить хотя бы один путь, на Веребьинском обходе, чтобы жители посёлков не теряли связь с райцентром, а заодно, появлялся своего рода обгонный пункт — пока электричка будет пробираться через длинный обход, по главному ходу можно пропустить два Сапсана. Но нет, РЖД взяло курс на сокращение эксплуатационных расходов: оба пути разобраны, станции разорены, а в посёлках осталось едва ли по 200 постоянных жителей, перспектив у посёлков абсолютно никаких. Да и сделано это было варварски и ВНЕЗАПНО. Приехала высокая комиссия, разрезали торжественную ленточку, после чего поезда пошли по спрямлённому пути, как будто насовсем забыв старую дорогу. Можно представить шок аборигенов утром уехавших с привычного места, когда вечером того же дня поезд высадил их неизвестно где, проехав за 4-5 километров от дома (про остановки по требованию не забываем, ага). Такое впечатление, что вся идея о спрямлении была спонтанной, а давайте спрямим! А зачем? Ну прост, надо…

Забыли обо всём, на станции Оксочи за пару лет до начала строительства спрямления умудрились отгрохать тяговую подстанцию, и теперь от неё несколько километров через лес тянется контактная сеть к главному ходу. Особенно забавно это выглядит сейчас, когда старая трасса основательно заросла. На пару километров в сторону Москвы от этого места находится и очень необычный километровый столб — со стороны Санкт-Петербурга у него отметка 205-й километр, а со стороны Москвы — 211-й. Так выровняли расстояния после спрямления пути. Казалось бы, что проще банально перевесить все километровые таблички, чем устраивать путаницу! А вот и нет, в дело опять вмешалась экономика. В дальнем пассажирском сообщении тарифные зоны меняются через каждые 50 километров — аналогично пригородному движению, просто на большие расстояния. От Москвы до Питера 649 полных километров, станция Москва находится на 650-м. Это позволяет с чистой совестью округлять расстояние до 650 и назначить соответствующую стоимость билета. А вот если путь станет на 6 километров короче, что фактически и получилось, то 650 километров уже никак не получится, то есть со вводом спрямления билеты должны были подешеветь. Прибавим к этому подешевевшие грузовые тарифы и понимаем, что такое в РЖД никому не понравится. Оперативно нашли множество отмазок и на линии появился такой вот необычный километровый пикет.

8. Вид на Веребьинский обход, 12.06.2015

Вид на Веребьинский обход

 

Но что-то я отвлёкся, хотя тема Веребьинского обхода заслуживает отдельной прогулки. И спустя несколько лет мы всё же её совершим! А за нашей электричкой проверенной ниткой спешит грузовой с контейнерным поездом «Северное сияние». В Окуловке этот контейнерный обгонит электричку.

9. Электровоз ВЛ10-1597 с контейнерным поездом, перегон Мстинский мост — Торбино, 12.06.2015

Электровоз ВЛ10-1597 с контейнерным поездом, перегон Мстинский мост - Торбино

 

На платформе появляются люди, добрый знак, что электричка мимо не проскочит. Вскоре прибывает 135 машина, последняя из партии выпущенных ТорВЗ в 2009 году. Перед посадкой предусмотрительно просим у высунувшегося в форточку помощника остановиться на соседней платформе 200 км, тот обещает остановить, а мы заскакиваем в головной вагон. Снова нам повезло проехать без билета, не увидев разъездного кассира выходим через пару минут пути . Фотографируем нашу электричку по свету, пусть и в хвост.

10. Электропоезд ЭТ2М-135 на перегоне Торбино — Мстинский мост, 12.06.2015

Электропоезд ЭТ2М-135 на перегоне Торбино - Мстинский мост

 

Сюда мы ещё вернёмся, буквально через пару-тройку часов, пока лишь сфотографируем остановочный пункт во всей красе освещаемый солнцем. Пассажиров здесь почти нет, электричек мимо проезжает и того меньше, может из-за этого и платформа не развандалена и мусора вокруг почти нет?

11. Платформа 200 км. «На Окуловку», перегон Мстинский мост — Торбино, 12.06.2015

Платформа 200 км. «На Окуловку», перегон Мстинский мост — Торбино

 

И табличка, ну почти как новая! Годы жизни выдаёт только очередной свеженаклеенный слой с расписанием.

12. Табличка на платформе 200 км., 12.06.2015

Табличка на платформе 200 км.

 

Примерно отсюда начинается ярко выраженный спуск вниз. Выемка становится всё глубже, вскоре начинаются длинные габионы её укрепляющие. А мы залезли повыше и сфоткали всю эту красоту с максимально возможной наивысшей точки (радиовышку в расчёт не берём).

13. Вид на перегон Торбино — Мстинский мост и Веребьинский овраг, 12.06.2015

Вид на перегон Торбино - Мстинский мост и Веребьинский овраг

 

Участок здесь абсолютно прямой и веребьинский подъём (ну или спуск, если на Питер ехать) предстаёт во всей красе, разница в высотах можно заметить по уровню опор. Лишь на коротком отрезке моста нет разницы по высоте, но оно и понятно. Пока шли — надеялись встретить хоть один поезд по солнцу, но тщетно, вся движуха шла в сторону Петербурга, в контровом свете. Для истории выложу одну фотографию, которую сделали пока спускались с габиона, а остальные пусть пылятся в архивах.

14. Электровоз ЧС6-023 на перегоне Торбино — Мстинский мост, 12.06.2015

Электровоз ЧС6-023 на перегоне Торбино - Мстинский мост

 

Не спеша доходим до конца выемки и сворачиваем на рядом идущую дорогу. Судя по всему, охранникам мы прекрасно видны, даром, что в сигнальных жилетах, но мы спокойны, разрешение же есть.

15. Веребьинский мост, перегон Мстинский мост — Торбино, 12.06.2015

Веребьинский мост, перегон Мстинский мост - Торбино

 

Дорога спустившись к оврагу свернула под мост, чтобы снова подняться на склон. А мы проходя мимо тихонько офигевали от размеров моста… Сооружение грандиозное, высоченное, пока его обходили поездов не было, но может оно и к лучшему, что ничего не пропустили. Поглядывая на мост я понимал, что страшновато от его размеров, хотя ближайшая к нам колонна была совсем небольшой, раза в два меньше самой высокой.

16. Веребьинский мост, перегон Мстинский мост — Торбино, 12.06.2015

Веребьинский мост, перегон Мстинский мост - Торбино

 

А мы в поисках открытого места свернули с дороги в сторону и сразу же я промочил ноги не то росой, не то остатками вчерашнего дождя. Солнце только поднималось и просушить траву не успевало. Поняв, что ноги всё равно мокрые, так и побрели на местечко повыше не возвращаясь обратно на дорогу. Нашли место, с которого было видно что едет по мосту, на нём и остановились. Не самое лучшее, многочисленная растительность закрывает опоры моста, но хоть что-то. Вот и первый поезд, непростой, фирменный «Афанасий Никитин» в котором среди сплошной серости оказалась пара вагонов в оригинальном окрасе.

17. Электровоз ЧС6 с фирменным поездом «Афанасий Никитин», перегон Торбино — Мстинский мост, 12.06.2015

Электровоз ЧС6 с фирменным поездом «Афанасий Никитин», перегон Торбино - Мстинский мост

 

Все поезда с локомотивной тягой по-прежнему шли в сторону Санкт-Петербурга, на Москву пролетали высокоскоростные Сапсаны, которые и так без разницы с какой стороны снимать, этот оказался из второй партии.

18. Электропоезд ЭВС1 «Сапсан» проследует Веребьинский мост, перегон Мстинский мост — Торбино, 12.06.2015

Электропоезд ЭВС1 «Сапсан» проследует Веребьинский мост, перегон Мстинский мост - Торбино

 

А на Главном ходу залётный гость, голубой ЧС7, в окраске депо имени Ильича, но как назло против света.

19. Электровоз ЧС7 с поездом, проследует Веребьинский мост, перегон Торбино — Мстинский мост, 12.06.2015

Электровоз ЧС7 с поездом, проследует Веребьинский мост, перегон Торбино - Мстинский мост

 

Заросли ольховника сводят на нет всё величие моста, но других открытых мест нам найти не удаётся (вероятнее всего — плохо искали), поэтому поднявшись немного повыше остаёмся на той же поляне. Мимо пролетел очередной «Сапсан» на Москву. Тоже односистемный, но пришедший ещё в первой партии.

20. Электропоезд ЭВС1 «Сапсан» проследует Веребьинский мост, перегон Мстинский мост — Торбино, 12.06.2015

Электропоезд ЭВС1 «Сапсан» проследует Веребьинский мост, перегон Мстинский мост - Торбино

 

Праздники только начинались, спрос на высокоскоростные поезда «Сапсан» зашкаливал, РЖД в погоне за прибылью пустили не два привычных поезда друг за другом, а целых три, причём третий Сапсан был двойным. Интервал при этом был уменьшен до десяти минут, вместо привычных пятнадцати.

21. Сдвоенный электропоезд ЭВС1 «Сапсан» проследует Веребьинский мост, перегон Мстинский мост — Торбино, 12.06.2015

Сдвоенный электропоезд ЭВС1 «Сапсан» проследует Веребьинский мост, перегон Мстинский мост - Торбино

 

А нас после почти бессонной ночи и раннего подъёма начало клонить в сон. Удивительное дело — раньше днём спасть вообще не хотелось, во сколько бы ни встал — больше не ложился до вечера, но ежедневные поездки на работу в Москву выработали новую привычку. Теперь стоит хоть ненадолго присесть без дела — организм сразу начинает клонить в сон, непроизвольно. Так и здесь — сначала просто прилегли. Пока лежали — заприметил симпатичного клопа на травинке рядом.

22. Животный мир Веребья, 12.06.2015

Веребьинский мост

 

Немного отвлеклись на очередной ПДС против солнца, шедший под «теремком» ЧС2Т.

23. Электровоз ЧС2Т с поездом, проследует Веребьинский мост, перегон Торбино — Мстинский мост, 12.06.2015

Электровоз ЧС2Т с поездом, проследует Веребьинский мост, перегон Торбино - Мстинский мост

 

Судя по всему, у этого поезда была техстоянка в Малой Вишере, судя по графику, там его должен был обогнать Сапсан из Москвы. Нас же окончательно разморило и чтобы не пропустить самое главное — Desiro RUS ака Ласточка, мы завели будильники и провалились в сон. Наступившая безмятежность была недолгой, на мост ворвался пресловутый «Сапсан» распугав окрестных птиц и нас с Антоном заодно. По ощущениям, тифон этой адской машины проорал настолько громко, словно он намеревался пролететь по полянке на которой мы расположились.

24. Электропоезд ЭВС2 «Сапсан» на перегоне Торбино — Мстинский мост, 12.06.2015

Электропоезд ЭВС2 «Сапсан» на перегоне Торбино - Мстинский мост

 

Сфотографировал не вставая. Кстати, это был двухсистемник, судя по дополнительным токоприёмникам на 3 и 7 вагонах.

С места где мы расположились неплохо виден остановочный пункт пл. 198 км., вот он, чуть дальше вышки сотовой связи, которых в этом районе просто немерено. Раздумывая над количеством вышек снова незаметно провалился в сон, а Антон и не просыпался, первых двух Сапсанов ему для коллекции было достаточно. Через 15 минут сработал будильник, Ласточка должна была проследовать с минуты на минуту. Антоха меня пнул, но сам просыпаться не желал.

Послышались гудки, окрикнул Антона, но тому хотелось отоспаться больше, чем сделать кадр, пришлось фотографировать в одиночку, на мост влетала Ласточка.

25. Электропоезд ЭС1 «Ласточка» на перегоне Мстинский мост — Торбино, 12.06.2015

Электропоезд ЭС1 «Ласточка» на перегоне Мстинский мост - Торбино

 

ВНЕЗАПНО позади меня также раздались гудки… РЖД, вашу ж дивизию, сейчас энтот белый глист прикроет мне всю красоту и я получу точно такой же кадр, каких у меня штук пять за сегодняшнее утро! Но нет, спокойствие! Всё оказалось куда лучше! Скорости то у них ого-го! Сапсан пролетел мост за мгновение, позволив сделать просто шикарный кадр.

26. Электропоезд ЭС1 «Ласточка» и ЭВС2 «Сапсан» проследуют Веребьинский мост, 12.06.2015

Электропоезд ЭС1 «Ласточка» и ЭВС2 «Сапсан» проследуют Веребьинский мост

 

Почти весь цвет скоростного и высокоскоростного сообщения РЖД. Не хватает лишь итальянского сарая Аллегро и новой двухэтажной электрички Аэроэкспресса, но так и мост ведь всего-то двухпутный =)

Пожалуй это лучший кадр с поездки! Ну а нам около Веребьинского моста делать было больше нечего, солнце перевалилось по другую сторону путей, необходимо было менять насиженное место. Сидеть на одном месте не хотелось, решили прогуляться до соседней станции Торбино, всё равно разрешение оформлено на весь перегон. Об этом речь пойдёт в третьей части моего рассказа.

1 комментарий: Веребьинский мост и окрестности

  • Великолепные фотографии! Просто здоровенный Лайк! Не знаю что ещё сказать!

Добавить комментарий для Руслан Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>