Петербурго-Московская железная дорога, открытая в 1851 году, построена практически по прямой линии – кратчайшее расстояние между вокзалами двух столиц 633 километра, а длина Октябрьской магистрали – 650. Но ещё совсем недавно, в стройную картину вносила диссонанс петля в районе Мстинского моста и Торбино – прозванная в народе «царский палец». Согласно расхожей легенде, когда велись жаркие споры как строить новую железную дорогу, через Новгород или нет, император Николай I взял карту и по линейке провёл прямую трассу будущей дороги. В одном только месте карандаш наткнулся на приложенный к линейке палец и на прямой линии получился изгиб. Строители не посмели ослушаться высочайшей воли и выстроили дорогу точно как было начерчено на плане. И действительно, как-то иначе, этот изгиб на карте следом обведённого карандашом пальца и не назовёшь.
Но легенда так и остаётся шуткой, хотя и красивой. История Веребьинского обхода – одного из самых необычных и сложных участков магистрали, вовсе не так проста. Начнём с того, что никакого «пальца» изначально не было, вся линия была сразу проложена практически по кратчайшему направлению. Но на 199 километре пришлось преодолевать глубокий Веребьинский овраг с текущей по низу речушкой Веребьей. И всё это на крутом подъёме на Валдайскую возвышенность. Мало того, что глубина оврага составляет примерно 50 метров, так ещё и мешает длинный затяжной подъём в сторону Москвы, на протяжении 10 километров до Веребьинского оврага от станции Мстинский мост дорога поднимается на 76 метров, и далее, следующая станция Торбино находится ещё почти на 100 метров выше Веребьинского моста.
Практика первых же лет эксплуатации показала ошибочность «прямого варианта». Подъем из оврага в сторону Москвы был не только самым крутым на всей линии – 8,2 тысячных, но очень затяжным, длинным то есть. Маломощные паровозы того времени физически не могли втянуть наверх тяжёлые составы, их приходилось либо расцеплять в Бурге и Торбино и проводить частями, либо цеплять к поезду дополнительные паровозы. При спуске тормоза вагонов перегреваясь, теряли эффективность, и частенько поезда просто «пролетали» станцию Мстинский мост. Прямолинейность линии спасала от тяжелых последствий, но для перестраховки были построены «улавливающие тупики». Станция Веребьинская находилась на уклоне перед самым мостом, что существенно усложняло её эксплуатацию.
Так Веребьинский подъём стал «бутылочным горлышком» магистрали. Важнейшую задачу – снижение крутизны подъёма – можно было решить только увеличением длины трассы. Выяснилось, что Веребьинский овраг севернее уже и мельче, да и пересечь его там было бы проще. Заодно отказались от идеи сооружения нового высокого моста, двухпутную линию решили пустить по высокой насыпи, а речку Веребью упрятать в каменную трубу. Уклон удалось сгладить до 6 тысячных (за километр пути дорога поднимается на 6 метров), а дорога от Петербурга до Москвы удлинилась на 7 километров. Новый путь так и назвали — Веребьинский обход. 120 лет все поезда ходили по обходу, у пассажиров, да и машинистов замирало сердце, когда лес и выемка за окнами вагона резко заканчивались, и поезд вылетал на высокую насыпь над речкой Веребьей.
XXI век внёс новые реалии. Октябрьскую магистраль решено было сделать высокоскоростной, запустив по ней поезда со скоростью 250 км/час, с перспективой ускорения до 300 км/час. Грузовые поезда перевели на соседние линии (например Александров-Вологда-Череповец и Манихино-Ржев-Новосокольники). Для скоростного и пассажирского движения крутизна уклона не играет особой роли – резервы тяги таких поездов достаточно высоки, а вот кривые – другое дело, приходится ехать медленнее чтобы не вылететь из колеи. Кривые малых радиусов Веребьинского обхода требовали существенного снижения скорости. Скоростному электропоезду ЭР200 приходилось снижать скорость на Веребьинском обходе со 180 до 110-120 км/час.
Всего через год после окончания капитального ремонта линии, в 2001 году, Министерством путей сообщения принято решение о восстановлении исторического прямого направления, с последующим закрытием Веребьинского обхода. Всего за год был вырублен лес и отсыпан новый путь, построен мост высотой 50 и длиной 550 метров, смонтировано верхнее строение пути и контактная сеть. Осенью 2001 года поезда утром в последний раз прошли «в обход», чтобы уже вечером вернуться на новую прямую трассу. Обход вместе со станциями Веребье и Оксочи, а также остановочным пунктом 203 км. был закрыт и разобран. Километраж на магистрали решили не менять, и за столбом «205» следующим стоит столб «211». Так закончилась 120-летняя история «пальца императора».
Впервые я узнал о Веребье однажды возвращаясь из Санкт-Петербурга, увидев в окно два глубоких оврага на небольшом расстоянии друг от друга. Позже неоднократно искал в интернете любые статьи и материалы о Веребье. Скажу лишь, что этому многозначащему месту посвящают музейные экспозиции, пишут книги, и даже на памятнике Николаю 1 строительство моста через Веребьинский овраг отмечено на одном из четырех барельефов. В общем, решено было непременно посетить это культовое место всех рэйл-фанов и любителей техники.
Однажды наткнулся на статью Александра Никольского «В обход или прямо? Исторические метаморфозы Веребьинской долины». После её прочтения решено было съездить на Веребьинский обход, чтобы посмотреть — сохранились ли до наших дней остатки зданий и сооружений. Обнадёживало и расстояние – не так далеко, вполне можно успеть за один день, а ночевать в укромных местах не хотелось категорически.
Как это часто бывает — планов громада, хочется побывать везде, но времени катастрофически не хватает, поездку регулярно откладывали до лучших времён, пока, наконец, не помог случай. Этим летом мы планировали съездить в Лыкошино, чтобы дойти оттуда до Угловки, маршрут с которого год назад нас сняли доблестные стражи наручников и дубинки. Заранее оговорили дату, все детали до мельчайших подробностей, запросили разрешение на фотосъёмку и ВНЕЗАПНО получили устный отказ. Ну как отказ — отзвонились из департамента массовых коммуникаций и предложили съездить немного попозже. Тут уважаемые люди в футбол играют, ездят туда-сюда, и вдруг мы со своими фотоаппаратами. Непорядок, в общем. Люди в чёрном запретили все фотосъёмки на два первых месяца лета, кабычегоневышло. Помня наши предыдущие пребывания в ЛОВД, возвращаться в них третий год кряду не хотелось совершенно, но и отказываться от поездок не хотелось. И тут мы вспомнили про обход… Поезда же там не ездят, так? Ну и кто там будет гоняться за парой туристов? Вот и славно.
Сказано, то есть задумано – сделано. Вызваниваю друзей, однако все заняты. Лёгок на подъём оказывается лишь Евген. В процессе подсчёта расстояний получается что-то около 25-30 километров, это если с заездом на остановочный пункт 190 км. Многовато для пешей прогулки. Решаем поступить по-читерски и взять с собой велосипеды. Под них закупаем по несколько камер и набор для оперативного шиномонтажа в пути (не пригодилось, даром, что пришлось ехать около 10 километров по одной только чистой щебёнке). Вспомнив про злющих Веребьинских комаров я купил самое дорогое средство, обещающее защиту от всего, что летает и кусает. Заранее берём билеты. В день поездки созвонились окончательно обсудить все нюансы. Женя где-то раздобыл информацию, что велосипед в вагоне ПДС всё таки провозить можно, но в разобранном виде, хотя бы со снятым передним колесом. А ещё для него нужно взять билет! БЛДЖАД! Стоит он копейки, но где его печатать? Женя обещает распечатать у себя на работе, я скидываю ему бланки. Перед самым выходом из дома получаю сообщение, что я скинул бланки на самого себя, а не на коня педального, но уже всё, если возвращаться, то мы оба не успеем. Встретиться решаем в электричке в Решетниково.
Подумав, что поезда на действующей линии Санкт-Петербург — Москва мы тоже поснимаем, беру с собой кусок утеплителя, чтобы не сидеть на камнях или траве. С ним мчусь в гараж, хватаю велосипед и бегом на станцию. Подъезжает наша электричка, натренированным взглядом высматриваю в середине состава группу «похоронных агентов», глядя на их одежду, иначе шайку ревизоров МТППК и не назовёшь. Итить! Чего это им не спится, возвращаются на свой 101-й километр на последнем рейсе… По телефону предупреждаю, что выехал и в каком вагоне меня искать. Впрочем гоблины ведут себя инертно, а от обычных откупаемся полтинниками и глазами как у кота из Шрека. В Твери Евген бежит в магазин за куревом и попутно набирает воды и снеков, возвращаясь прямо под прибытие нашего поезда, чем заставил изрядно понервничать. Особенно это эпично смотрелось на фоне опоздавшего на предыдущий поезд какого-то мужика. Ну как опоздавшего… До двери он добежать успел, но она захлопнулась прямо перед его носом и поезд начал движение. Посадку и высадку на ходу проводить нельзя и мужик огрёб смачного поджопника от проводника следующего вагона, к которому побежал в поисках открытого портала в вагон.
Прибывает наш поезд, к вагону подъезжаем первыми, что немудрено на велосипедах-то, но пропускаем других пассажиров, чтобы не создавать толчею в служебном тамбуре. Скидываем колёса, закрепляем велосипеды, занимаем места… Только отправились, как к нам подлетает начальница поезда у которой явно пригорает от наших велосипедов. Требует какие-то квитанции. Женя по доброте душевной сунул ей всю свою пачку макулатуры с билетами на себя и велосипед туда и обратно. Тётка приняв это всё за билеты за нас двоих не пролистывая начала читать прямо сверху, отчего перешла на крик увидев Женины билеты на обратный рейс и не увидев моих. Успокоил бедную начальницу, показал ей билет на себя, рассказав, что билет на велосипед у меня имеется также, но ей требовалась именно бумажный вариант. Путём переговоров она согласилась посмотреть билет на экране телефона… Заодно потребовала переместить велосипеды в нерабочий тамбур. Эх, а мы их так хорошо раскрепили, а сквозь тёмный вагон ой как неудобно было пробираться… Но мы справились. После чего я моментально отключился.
Проводник разбудил нас минут за 20 до прибытия. Предупредили его, что будет выгружаться прямо из нерабочего тамбура, он кивнул. Жене припёрло облегчиться и он заперся в гальюне, а я наслаждался знакомыми пейзажами. Странно, вроде много раз бывал в Вишере, а вот что там со стороны Москвы почти не помню. Начались первые стрелки, я забарабанил Жене в дверь, призывая того скорее готовиться к выходу, а сам подёргал ручки двери… А хер там плавал, дверь закрыта ещё и на верхний замок, а поезд уже почти у перрона. Стоянка у нас всего минута. Из туалета как раз появилась Женина морда лица. Крикнул ему что-то на матерном, призывая хватать вещи и готовиться к повторному забегу с велосипедами по вагону, хватаю рюкзаки и бегу в рабочий тамбур. Пытаясь вылезти наружу, но меня заносят обратно спешащие на посадку пассажиры. Кидаю рюкзаки вниз, ору проводнику, чтоб держал красный флаг, и бегу обратно в нерабочий тамбур. Женя справился с одним велосипедом, помогаю ему протащить в соседний вагон второй. Соседняя проводница тоже держит красный флаг, получив предупреждение от Жени. В итоге положив график новгородского поезда минуты на три, даём отмашку, что всё у нас в порядке и поезду можно отправляться. Страшно неудобно перед проводниками, сами ведь виноваты, нужно было заранее проверить.
Поснимать в Малой Вишере всегда есть что. Оптимизация графика вносит свои коррективы, но и сейчас две этешки по прежнему стоят у третьей платформы, ожидая пассажиров. Делаем несколько «ритуальных» фотографий станции.
1. Электропоезд ЭТ2М-141 на станции Малая Вишера
Эх, помню её ещё зелёной и бегающей от Бологое до Твери и обратно, как потом её забрали в Металлострой, обменяв на ЭТ2М-098. А с другой стороны платформы запаркован разномастный сборник, он и повезёт нас до пл. 204 км.
2. Электропоезд ЭТ2М-8034 на станции Малая Вишера
Объявляют об отправлении пригородного на Питер, хватаю велосипед и мчу на нём на другую сторону вокзала — успел в последний момент.
3. Электропоезд ЭТ2М-102 на станции Малая Вишера
Наконец-то эту электричку получилось боле-мене сфотографировать, в предыдущие разы она всячески меня избегала, да и сейчас чуть не ушла из под носа.
Со стороны города послышались крики и маты, обернувшись увидел влезающий в дыру в заборе отряд быдланов, видать усиление от террористов и понаехавших фотографов. Они спешили на ту же электричку, что и мы и до нас им не было никакого дела. Спасибо велосипедам, они делали из нас милых туристов, а не шпионов. Но крики и маты принадлежали не им, просто кто-то в очередной раз опиздюливался у местного кафе «Бессонница». Мы же поспешили на электричку, прямо по шпалам, взяв пример с отряда быдланов.
Помня местные особенности движения, с остановками «по требованию» просим помощника остановить на пл. 204 км, получаем положительное «угу» и идём занимать места в вагон. Контингент пассажиров на 80% состоит из быдланов, остальное — пара пенсионеров, пара алконавтов (причём, что удивительно, это не мы с Женей), собственно мы с Женей и разъездной кассир. Увидев, что хоть кто-то за сегодня приобретёт у неё билет за деньги, кассирша аж воссияла и всю дорогу, проходя мимо приветливо улыбалась.
Я пытался фотографировать платформы и станции, но часть из них мы проследовали ходом, часть фотографировать было невозможно, то табличку проскочим, то снимать особенно и нечего. Мстинский мост, здесь начинается всё самое интересное! Выемка, небольшая платформа и вдруг земля обрывается, под нами глубокий овраг, мост высотой этак в 50 с лишним метров. При езде поверху всегда кажется, что вот-вот сорвешься вниз, а я ведь даже не боюсь высоты… Какой глубокий овраг, внизу река, к воде сбегают крохотные домики! Вслед за оврагом последовала огромная выемка. Ага, вот к станции Веребье отходит бывшая насыпь Веребьинского обхода. Неожиданно электричка останавливается на пл. 200 км, чтобы подобрать какого-то путейца, а следом и наш 204-й километр, пора выходить! Оперативно выгружаемся и видим, что кассирша тоже вышла на платформу, чтобы пересесть на обратную электричку до Вишеры.
4. Платформа 204 км., перегон Мстинский мост — Торбино
Ещё в мою первую поездку в Веребье удалось познакомиться с полчищами местных мошек, которые всячески досаждали, стоило только солнцу немного подняться над горизонтом. В этот раз я поступил мудрее и взял самый дорогой аэрозоль, с гордыми надписями на этикетке, обещавшими защиту чуть ли не на уровне ПВО. Комары нас перестали замечать, базара нет. Но с мошками что-то пошло не так, не фартануло и не получилось. Стоило остановиться, как глаза, нос, уши, рот, да вообще всего меня облепляли полчища маленьких мошек. Впрочем, кроме этого, других неудобств они и не причиняли, но и этого было достаточно. Обпшикав на друг дружку весь баллон мы поняли, что рано пока ещё полагаться на химическое оружие, не учли умнейшие мужи пофигизм местных насекомых. Впрочем паниковать тоже не нужно, для избавления от природной напасти достаточно просто ходить туда-сюда, чтобы мошкара банально не успевала сесть на нас. Хорошо хоть мошка была активна не весь день, а только в утренние часы, исчезнув в небытие как только солнце стало ощутимо жарить.
Через несколько минут прибывает секция из Окуловки, подбирает кассиршу и мчится дальше.
5. Электропоезд ЭТ2М-134 на перегоне Торбино — Мстинский мост
Эх, я надеялся фотографировать из-за забора, чтобы не попадать в объективы камер наблюдения, но здесь слишком много столбов из-за поста секционирования, от подстанции в Оксочах. Да и ладно, всё равно на Москву ничего не едет, вся движуха шла в жутком контровом свете. Следом за электричкой проследовал необычный скорый, скорее всего из Иваново, к которому в Бологое подцепили путемер с электровозом для экономии нитки графика.
6. Электровозы ЧС2Т-1039 и ЧС2Т-1054 с поездом, перегон Торбино — Мстинский мост
Чешскому электровозу мы обрадовались и приветливо махали из-за забора, забыв про осторожность и моментально раскрыв пароли и явки. А Б-г удачи увидев такой промах с нашей стороны моментально повернулся к нам задом, из-за чего локомотивы производства Шкоды до конца дня нам больше не встречались. Со всех сторон шла атака пластмассовых клонов.
7. Электровозы ЭП2К-225 с поездом, перегон Торбино — Мстинский мост
За забором обнаружилась основательная такая лавочка, для удобства перенесли её поближе к путям и начали употреблять припасённую из Клина медовуху. Бездарспорт с клонированием одинаковых фотографий мне быстро надоел, решил немного вздремнуть, оставив на стрёме бодрствующего Женю. Но и тот продержался недолго, в общем, очнулся я спустя часа три от криков Жени, что все полимеры просраны мы проспали всю утреннюю пачку и нам давно пора бы проезжать обход.
Ну раз так, решили осмотреть окрестности, в зарослях нашли одноимённую автобусную остановку выполненную в фирменном Веребьинском стиле. Как же она заросла… Представлял её совсем другой…
Спускаемся с выемки на платформы, обсуждаем идею сфотографироваться на фоне платформы 9 и 3/4 километрового столба 205/211, внутри которого пропали «лишние километры» от спрямления Веребьинского обхода, но судя по всему до него далековато, а вот автодорога по которой в любой момент готова прибыть зондер-команда совсем рядом. Отставляем эту идею и просто фотографируем пути в обе стороны.
8. Вид от платформы 204 км в сторону Торбино
Вспомнив, что несколько лет назад в этих краях побывал Сергей Силантьев, легендарный Тверской фоторепортёр, решаем посвятить эту поездку его памяти, о чём оставляем надпись внутри павильона.
9. Вид от платформы 204 км в сторону Мстинского моста
Проверяем давление в шинах и отправляемся в путь. Как бы начиная новую главу рассказа о нашей поездке, небо потемнело и нахмурилось, а природа моментально поменялась с вырубок на заросли и болотца. Накануне поездки Женя просматривал видео как проезжали здесь квадроциклисты и отметил несколько огромных и явно непроходимых луж. Как же здесь совсем недавно ходили поезда? Это местные крестьяне постарались, растащили остатки дренажных лотков на собственные нужды, чем взвали заболачивание дна глубокой выемки. Наткнувшись на первую из луж, сначала хотели идти в обход, но прикинув высоту на которую придётся взбираться и заросли кустарника, через которые придётся обходить, решаю попробовать и пройти водную преграду сходу. Попытка оказалась удачной, у луж здесь каменисто-песчаное дно, колёса не застревали. Дальше нас ждала ещё лужа, потом ещё, потом ещё и ещё. Длина заболоченных участков превышала все наши пессимистичные планы, стало понятно насколько годной была идея проехать по обходу именно на велосипедах. Местами глубина луж достигала 70 сантиметров, мои ноги на верхней точке педалей заливало водой, только успевай их поднимать выше, а заодно следить, чтобы велосипед не остановился посреди этого водоёма.
10. Женя на Веребьинском обходе, бывший перегон Оксочи — Торбино
Наконец выемка сошла на нет, деревья расступились, лужи исчезли, впереди показалась кривая, проехав которую мы прибыли в Оксочи. Остатки былой роскоши удручают, все эти опоры и консоли без проводов, но со свисающими изоляторами, верхнее строение пути вывезено непонятно куда, во всяком случае точно не на местные дороги, которые ремонтировались ещё отступавшими немцами. Зато обнаружился переезд, хотя и закрытый, редкость для Главного хода. Как известно, на 650 километров магистрали их до недавних пор было всего 8 (Славянка, Колпино, Любань, пл. 244 км, Цна, Чуприяновка, Головково, Фирсановка), а этот стало быть девятый.
11. Вид на бывшую станцию Оксочи со стороны Торбино
Старинный вокзал станции Оксочи из запустения приходит в негодность, а ведь это памятник архитектуры. Как раз начал накрапывать дождь, решаем укрыться внутри. Вот как же раньше строили — 170 лет почитай прошло, а крыша совсем не протекает. В остальном внутри разруха, часть стен вывезена скорее всего на дрова, вагонка и потолочные балки кто-то использовал в подсобном хозяйстве. Я местных понимаю, это не менее 6 кубов высушенной древесины, стоит больших денег.
12. Вокзал станции Оксочи
Рядом с вокзалом стоит бывшая казарма для работников, сегодня просто чей-то дом.
13. Казарма на станции Оксочи
Здесь мы решили ненадолго свернуть с маршрута и заскочить в поселковый магазин. Неприметное здание около которого тусовалась разномастная толпа с пивом Женя проигнорил и поехал дальше, пока поняв, что мы заблудились, догадался запросить ориентировку у аборигена косившего траву. Со второго раза таки находим искомый объект. Пока я завтракал заготовленными бутербродами, Евген зашёл вовнутрь и пропал… Самое удивительное, что туда-сюда ходил народ, но Жени всё не было. Я закончил с бутербродами, запил их водой, посмотрел как пришла на разгрузку машина с товаром, потом ещё одна… Наконец Женя вышел задумчиво почёсывая затылок. Я впервые наблюдал как Женя видел пиво, но добровольно от него отказался. Цены говорит не воодушевили. Пришлось брать инициативу в свои руки и купить местное мороженое — недорогое, и как оказалось очень вкусное.
Немного передохнув продолжили прогулку.
14. Вид от станции Оксочи в сторону станции Веребье
За бывшими входными светофорами нашлась подстанция, та самая, которую умудрились здесь отгрохать чуть ли не за полгода до закрытия движения, с тех пор провода так и идут отсюда в сторону Главного хода. Удивительно, что столбы трёхфазки вдоль бывших путей оставили нетронутыми, интересно почему? За подстанцией обнаружилась огромная выемка, грунт с которой очень кстати пригодился для отсыпки огромной насыпи чуть дальше. Вот как раз начало этой «царь-насыпи».
15. Веребьинский обход, насыпь через Веребьинский овраг
Да, за бесхозные 90-е, а потом и после закрытия насыпь изрядно заросла деревьями, впечатляет, конечно, но не настолько, как раньше, когда посчастливилось здесь проехаться ещё в вагоне поезда. На фото видно, насколько снижается дорога впереди, и так на всём протяжении трассы.
Несколько раз останавливаемся на фотостопы, виды вокруг шикарны, жаль, что Веребьинский мост скрыт за лесом, иногда жалею, что у нас не как в Монголии, нет таких панорамных видов на железную дорогу. Наконец, завидев где-то внизу речку Веребью окончательно спешиваемся и ищем в траве каменную лестницу, ведущую вниз. А вот и она, какая же крутая во всех смыслах, как по грандиозности, так и по углу наклона. Хорошо хоть примерно на трети пути сверху, она прерывается небольшим коленом в сторону. Ступени ещё не заросли, но частично завалены щебёнкой. Сделав перекур на полпути мы оказываемся внизу, у речушки Веребьи.
16. Лестница на насыпи Веребьинского обхода
Не впечатляет насыпь? Тогда знайте, что позади меня ещё треть, фотография сделана с высоты огромной водопропускной трубы.
Сейчас лето, речка Веребьинка ведёт себя спокойно, знай себе журчит. Примерно на середине высоты трубы когда-то был настил, позволяющий проходить через насыпь, минуя спуски и подъёмы, представляете, какова эта река во время половодья!?
17. Водопропускное сооружение на реке Веребье через насыпь
Спустившись вниз Женя оперативно скинул кроссовки и штаны и отправился покорять трубу, а я отвлёкся на стрекоз синего цвета, впервые таких увидел.
18.
Фотографировать этих стрекоз из рода «Красотки обыкновенные» занятие совершенно неблагодарное. Уж слишком эти насекомые осторожные. Впрочем и Женю хватило ненадолго ходить по трубе и он выскочил обратно на берег отогреваться.
Подниматься обратно на насыпь было в разы труднее, чем спускаться. Поднимаясь обратно сделали аж два перекура, у меня начинало сводить ноги после велосипеда с непривычки от такой дистанции. Шутка ли, в последний раз на нём ездил ещё в 2016 году. Я поднимался по лестнице первым, Женя шёл по удалению, не соблюдая дистанцию, из-за чего когда я поскальзывался на рассыпанной щебёнке, на Женю обрушивался целый водопад из камней.
На перегоне Веребье — Оксочи был ещё остановочный пункт 203 км, но вот где он точно находился мы так и не поняли. У меня было предположение, что где-то в районе подстанции в Оксочах, Евген там даже углядел какие-то остатки, это подтверждалось одной из карт, но как выяснилось позже, платформа 203 километр располагалась сразу перед началом царь-насыпи, перед рекой Веребьей, близ деревни Лука.
А мы мчимся во всю прыть по гравийной дороге, никаких луж на пути нет, местные крестьяне разобравшись с щебнем пробуют выковыривать из насыпи опоры контактной сети, даже представить боюсь зачем они им нужны. Дорога делает очередной поворот, вот собственно и всё, мы на финишной прямой! Через пару километров на нашем пути предстают горы битого кирпича, старинного на вид. Неужели мы опоздали?
19. Останки бывшего вокзала станции Веребье
Кирпичики как на подбор, большинство с клеймами заводов. проехав ещё немного, мы въезжаем на станцию Веребье и наши худшие опасения подтверждаются — вокзала нет. Интересно, почему его не просто снесли, а с вывозом строительного мусора? Клад искали?
20. Место где находился вокзал станции Веребье
Из старинных построек уцелела только водонапорная башенка. Осмелюсь предположить, что только потому, что снабжает водой пристанционный посёлок. Но в целом, Веребье производило впечатление куда более позитивного, чем Оксочи.
21. Водонапорная башня на станции Веребье
Завидев кучу брёвен делаем очередной привал и обсуждаем наши дальнейшие действия. До главного хода решаем не ехать, смотреть там особо нечего, да и со спутниковых карт проглядывают лужи не хуже, чем в Оксочах. Решаем свернуть в посёлок в поисках магазина, а далее выбраться на дорогу на Мстинский мост. Магазинов в Веребье несколько, но все они скучкованы на центральной площади посёлка. Женя зайдя в один из них снова отказался от пива, дааа, какой-то сегодня день уникальный, но скорее всего дело в ценах. Заезжаем к автобусной остановке с эпичной надписью «Веребье». Вот точно такая же есть и на пл. 204 км, но только совсем заросшая.
22.
А впереди путепровод под обходом. Выглядит крепким, хоть укладывай рельсо-шпальную решётку, да запускай Сапсан. В этой точке мы прощаемся с обходом и выруливаем на асфальт. Да, он тут есть, судя по всему переложили год назад и пока дорога смотрится и едется отлично! А года три назад, помнится, никак не мог разогнаться, приходилось обруливать многочисленные ямы. Дорога идёт под гору, мы набираем скорость. Я оглянулся, чтобы посмотреть где там отстал Женя и обомлел — за мной нёсся целый рой слепней. Судя по стремительно обогнавшему меня Жене, он тоже успел посмотреть назад и увидел точно такой же рой позади себя. Мы летели вниз, но слепни отстали только когда спуск стал совсем явным, уже перед Мстой. Не хотелось бы мне оказаться на месте того, кого эти слепни решать покусать в следующий раз.
На платформу 190 км решаем не отвлекаться, а жаль, остаток дня показал ошибочность нашего выбора. Придётся сюда вернуться, чтобы наверстать упущенное. Фотографируемся на мосту через Мсту и сворачиваем в сторону дач сразу после него, помня, что асфальтовая дорога делает некислый такой крюк, перед тем, как прийти в посёлок. В частном секторе то тут, то там встречаются элементы знаменитого зелёного забора, причём иногда даже вместе со столбами. Ну и правильно, всяко лучше, чем сдать его на лом. Дорога из грунтовой переходит в сухой песок, я скидываю до пониженной передачи и чуть быстрее пешехода, но ползу, а у педального коня Евгена трансмиссия проста как валенок и он моментально застревает. Спешиваемся и идём пешком. Постепенно забираемся на гору, завидев боле-мене удачное местечко устраиваем привал. Как раз объявили прохождение поезда, я ставлю, что проедет Сапсан, но к нашему удивлению на Торбино проскакивает маневровый.
23. Тепловоз ТЭМ18В с вагонами-лесовозами проследует Мстинский мост
Не впечатляет мост? Ну тогда покажу его целиком!
24. Тепловоз ТЭМ18В с вагонами-лесовозами проследует Мстинский мост
Место в целом неплохое, но вот крыша сарая портит всё впечатление. Отдохнув, решаем сменить дислокацию, а заодно разведать ассортимент местного магазина. Не успели собраться, как на Москву пролетел скорый.
25. Электровоз ЭП2К с пассажирским поездом на Мстинском мосту
Казалось бы, что мы уже прилично поднялись от уровня реки, но дорога всё равно вела вверх. Перед станционной площадью мы обнаружили долгожданный магазин и пополнили свои припасы. В третий раз кряду Жен отказать себе в пиве не смог, и вздохнув, приобрёл бутылку. Я из солидарности тоже взял банку какой-то гадости. Отдельных слов заслуживает продавщица — ну совершенно нетипичный представитель магазинов, даже в глубинке. Раннепенсионного возраста, интеллигентная, с прекрасной речью и отличными манерами, она производила впечатление не менее, чем работника сферы культуры Санкт-Петербурга, причём даже из руководящего Главка, а не простой смотрительницей одного из музеев. Жаль, что устал после заезда и толком не разговорился. Если рассказ прочитают местные жители, напишите в комментариях об этой продавщице поподробнее.
А мы после магазина поспешили на станцию. На пешеходном настиле звенела сигнализация, а светофор горел красным, извещая о прибывающем поезде. Мы выскочили к путям и приготовились фотографировать, но ничего так и не проехало. Стало понятно, что светофор здесь перманентно красный, чтобы крестьяне постоянно ожидали опасность. Но крестьяне успели адаптироваться, и переходя пути на светофор не обращали никакого внимания. Наконец, объявили проследование скорого.
26. Электровоз ЭП2К-251 на станции Мстинский мост
Ну что такое, снова пласмаски? А ведь вместо неё вполне мог быть ЧС7! От такой непрухи я фотосъёмку я забил и улёгся спать на листе утеплителя, который так и таскал за собой. Проспал я почти до вечера, и спал бы себе дальше, ничего особо не потеряв, кроме набора одинаковых фоток пидЭП2К с пидвагонами, но был разбужен рёвом Евгена, дескать пора бы выдвигаться на точку пофотогеничнее, пригород же на Вишеру уже вот-вот подъедет. На платформе уже кружили дачники, которые весьма косо поглядывали на спящих нас. Мы вскочили на велосипеды, перебрались через пути и поспешили на склон Мсты с противоположной стороны станции, да вот я спросонья свернул не на ту дорогу, а когда понял, что промахнулся, мы уже успели отъехать очень далеко. Возвращаемся, пригород уже объявляют по громкоговорителям, один раз, другой, за полминуты до нашего выезда на открытую местность, по мосту проносится четырёхвагонный ЭТ2М. Увы, часы Жени безбожно отстали от жизни на полчаса, что стоило нам хорошего кадра. Настрой испорчен, возвращаемся назад и остаток дня проводим на вокзале, изредка фотографируя проезжающие поезда. Как назло, едет одно и то же.
27. Электровоз ЭП2К-182 с пассажирским поездом проследует Мстинский мост
А вот кадр в противоположную сторону
28. Электровоз ЭП2К-217 с пассажирским поездом на станции Мстинский мост
Овраг на переднем плане — историческая трасса, царские строители хоть и были мастерами своего дела, но прежний Мстинский мост уступал нынешнему в высоте.
А на другом берегу Мсты виден остановочный пункт, до которого мы так и не доехали.
29. Платформа 190 км., перегон Мстинский мост — Торбино
На Санкт-Петербург пролетела односоставная Ласточка из Бологое, а на Москву скоростной Сапсан.
30. Электропоезд ЭВС1 «Сапсан» на ст. Мстинский мост
Кадр в зад.
31. Электропоезд ЭВС1 «Сапсан» проследует Мстинский мост
В Питер спешит скорый.
32. Электровоз ЭП2К-159 с пассажирским поездом проследует Мстинский мост
За час до прибытия нашей электрички на Окуловку мы переместились на платформу, в надежде вернуть отвернувшуюся от нас удачу. Эффекта никакого не последовало, разве, что в самой темноте с пассажирским пролетел ЭП20, но кадр не получился.
33. Пассажирский платформы станции Мстинский мост, вид со стороны Бурги
Зато удивила электричка — мы ждали ЭТ2М-8034, а прибыл свежий номер, хоть ранее мы и встречались. Погрузились в вагоны быстро и без усилий.
34. Электропоезд ЭТ2М-135 на станции Мстинский мост
В вагоне моментально были окучены кассиршей, после чего завалились спать. Кассирша, кстати, так с нами до конечной и ехала, пересаживаться здесь уже некуда. В Торбино свернули на боковой путь и встали под обгон Сапсанами. Вытащил Женю на улицу, помочь с фотографированием. Пешеходный настил охраняло штук пять или шесть желторотиков, лишних вопросов не хотелось, поэтому Женя позировал на платформе, а я в этот момент фотографировал электричку. Получив нужный кадр мы поменялись ролями.
35. Электропоезд ЭТ2М-135 на станции Торбино
За фотографированием нас застал ТЧМП, который предупредил, что местные быдланы наглухо отбитые при быдланах лучше не фотографировать, а то заметут. Спасибо, дядь, помним. Поговорили немного, да вернулись назад в вагон.
36. Табличка на станции Торбино
Проспали до конечной, Окуловки, силы окончательно покинули нас, да ещё дождь прошёл. Оставшиеся два часа до скорого мы тупо проторчали в вокзале. Чуть за полночь прибыл наш поезд, опять тот же вагон. Поздоровавшись с проводником сообщаем, что сразу будем грузиться через соседний вагон, откуда ближе до нерабочего тамбура. Проводница соседнего вагона относится вполне с пониманием, кроме нас других пассажиров у неё нет.
На рассвете прибываем в Тверь, мы заранее наготове, хотя проводник разбудил нас ещё в Тверце, окончательно проснулись мы только на Пролетарской. Будучи уже продвинутыми туристами выскакиваем быстро, никого не задерживая. Опачки, а в колхозе новые сеялки! Идём фотографировать.
37. Электровозы 2ЭС4К и ВЛ10-1822 на станции Тверь
До нас моментально доебался один из быдланов, коротающих ночь у фонтана. Напоминал он больше лица без определённого места жительства, такой же грязный, в мятой одежде, картину дополняло свежее спиртовое амбре. Впрочем, именной бейджик был предусмотрительно повёрнут белой стороной вверх. Ну в каком тоне он начал беседу, в таком мы её и закончили:
— Кто такие?
— Прохожие!
— Снимать здесь не положено!
— Конституция с вами не согласна.
— Куда едем?
— На Кудыкину гору. Дополнительно добавлю, что если попробуете нас задержать, то мы вправе оказать сопротивление. Вот у товарища моего как раз велосипедный насос в руках, лишним не будет.
Конструктивно послав вахтёра, мы растворились в рассветном тумане ушли на первую электричку на Москву. Обещанные быдланом анальные кары полицейские за нами так и не пришли.
Впрочем, спокойной поездки на электричке всё равно не получилось. Ранним утром не спалось тверским гоблинам, они ходили и отжимали деньги у ранних пассажиров. Тактика изучена вдоль и поперёк — впереди запускаются обычные кассиры, по удалению идут гоблины и щемят перебежавших. Мы откупились, какие уж тут забеги с велосипедами, но всё равно были разбужены и предупреждены, что нужно показать билет ещё раз.
В Клину нас ждал приятный сюрприз — на одном из боковых путей отдыхал магистральный тепловоз, призванный на подстраховку Сапсанов на время проведения ЧМ-2018 по футболу. Редкий гость в наших краях. Как оказалось чуть позже, отстаивались тепловозы ещё и на других станциях — Крюково, Тверь. Чтобы не бездельничать, подрабатывали перевозкой литерных поездов с высшим руководством страны. Несколько раз мне попадались, но увы, был без фотоаппарата.
38. Тепловоз ТЭП70БС-235 на станции Клин
Вернувшись домой я имел грандиозные планы на весь день, но стоило только присесть на кровать, как моментально уснул и проспал до вечера. Вечером, случайно оказавшись на станции, сфотографировал ещё один сюрприз.
39. Электровозы ЧС2Т-1003 и ВЛ10 с вагоном-путеизмерителем на станции Клин
А в глубине станции Клин спрятался грузовой.
40. Электровозы ЧС2Т-1003 и ВЛ10 с вагоном-путеизмерителем и ВЛ10-1359 с грузовым поездом на станции Клин
Этот кадр стал красивой точкой нашей Главной поездки лета-2018. До новых встреч!
Hola, volia saber el seu preu.
Hola! Es todo lo que se puede fotografiar ese día.
Здравейте, исках да знам цената ви.
Хорошие фото. Спасибо за понимание что вокзальчик снесли между 2017 и 2018. Почему у вас такие странные отношения с заборами и прочими секурити, все обычно гораздо мягче и спокойнее. Ходим снимаем не паримся. ну и наверно вел для этих горок не лучшее место, а для пеших прогулок там расстояния не такие большие, одного дня хватит почти на все
Спасибо за комплимент. Расстояния, безусловно небольшие, но с велосипедом куда приятнее. А вот горок там особо не припомню, разве, что спуск по автодороге до моста через Мсту. Да и хотелось обкатать сам процесс велопутешествия на поезде. В 2020 году мы уже проехали от Новгорода до Чудово, с объездом всего новгородского узла, а прошлым летом от Угловки до Березайки, с заездом накануне в Бологое-Полоцкое на базу запаса, материалы об этом пока готовятся. Хотелось чего-то нового, проще говоря.
Что касается сторожей, то с ними разговор особый, сколько раз встреча с ними означала конец прогулки и поездку в ближайшее ЛОВД. На соседних направлениях или возле Москвы и Питера — без проблем, а тут.. Чего говорить, когда за год до этой поездки, едва мы успели выйти в Заключье и пройти полпути до Лыкошино, за нами из Бологое, в момент пересменки(!!) отправили бобик, а со стороны Лыкошино и Алёшинки вышли быдланы. Если интересно — зайдите, пожалуйста, если ещё не читали. Поэтому либо велосипед, либо разрешение, либо не уходя от пассажирских платформ или не выходя на пути.