Лихославльский треугольник: парки Шлюз и Виноколы | Октябрьская магистраль

Однажды, возвращаясь из моей первой поездки в Бологое, уже на обратном пути, я приметил интересное место на Главном ходу Санкт-Петербург — Москва. Редкая кривая, находящаяся в неожиданно просторном месте, где четыре пути вместо двух, а пассажирские платформы находятся далеко друг от друга. Непривычно было после долгой езды по двухпутке, зажатой между зелёным забором и лесами, ворваться на станцию Шлюз. Позже, узнал, что от парка Шлюз станции Лихославль (так называть это место будет правильнее), отходит линия на Торжок, через парк Виноколы всё того же Лихославля. Тогда я пообещал себе обязательно вернуться и детально исследовать местность. Но, как это обычно бывает, обещание удалось исполнить лишь через три года. Тут как раз в связи с празднованием международного женского дня™ к обычным выходным добавился дополнительный праздничный день, а у нас, значит, появилась уникальная возможность съездить пофотографировать куда-нибудь подальше.

станция Шлюз, станция Виноколы

 

Как обычно, перед поездкой, предложил знакомым побывать в интересном месте. Особенно хотелось вновь встретиться с Тверским фоторепортёром, но ему предстояло откопать от снегов свой деревенский дом в Осеченке. Остальных же вытащить на малопривлекательные перди Николаевской ЖД задача в принципе нереальная, если речь идёт о простой поездке «наудачу». Даже известный путешественник Яр отказался по причине работы. Думал уже рассчитывать на свои силы, как неожиданно желание высказал Евген из Конаково, переживающий на тот момент переходный период от простых алкотуров в поезде к приятным прогулкам вдоль путей в компании хороших напитков.

Встречаемся с Женей в Клину, подгадав отправление под его электричку, и мчим с утра пораньше в Тверь. На пересадку времени у нас с запасом, пока по сторонам разбегаются пассажиры, примечаем интересный объект в депо Тверь. Среди прочих одинаковых ТЭМ18Д, один издалека очень похож на ТЭМ1, но вблизи оказывается ТЭМ2 первой сотни выпуска. Ооочень неожиданно, хорошее начало!

1. Тепловоз ТЭМ2-109 на путях депо Тверь

Тепловоз ТЭМ2-109 на путях депо Тверь

 

Понемногу рассветает. Идём занимать места в Бологовскую электричку. Остановки пригорода в Шлюзе нечасты, даже поезда Тверь — Бологое тогда пропускали малодеятельные остановки, не говоря уже про расписание Московского кольца. В вагоне свободно, но примерно столько же пассажиров добавляется на платформе Пролетарская.

2. Табличка на платформе Пролетарская

Табличка на платформе Пролетарская

 

В Дорошихе населённость поезда дополнительно увеличивается вдвое, в Брянцево и Санатории подсаживается ещё по чуть-чуть, проходят кассиры обилечивая всех подвернувшихся под руку. Не то, чтобы битком, но сидячие места полностью заняты. Наконец начиная с Тверцы, народ начинает убывать.

3. Табличка на платформе Тверца

Табличка на платформе Тверца

 

Крупные посёлки следуют один за другим.

4. Табличка на платформе Кулицкий Мох

Табличка на платформе Кулицкий Мох

 

Платформа в Трубино самая обычная для тех мест. Забабахать царь-платформу ещё не успели.

5. Табличка на платформе Трубино

 

Табличка на платформе Трубино

 

Наконец, прибываем в Лихославль.

6. Табличка на платформе станции Лихославль

Табличка на платформе станции Лихославль

 

В домике справа, как и в Завидово, когда-то раздавали кипяток пассажирам и жителям пристанционного посёлка.

Следующая остановка наша, выходим и сразу фотографируем отправляющуюся дальше по маршруту нашу 045 машину. Эпоха перекраса зелёных поездов в красно-серые в самом разгаре, нужно ценить уходящие моменты.

7. Электропоезд ЭТ2М-045 отправляется от платформы Шлюз станции Лихославль

Электропоезд ЭТ2М-045 отправляется от платформы Шлюз станции Лихославль

 

Как и Виноколы, Шлюз был самостоятельной станцией, примерно до 1999 года, когда они вместе вошли в состав станции Лихославль. Движению в те времена можно было позавидовать: все южные поезда сворачивали здесь на Ржев, Вязьму и далее Сухиничи или Брянск. Количество разъездов на Торжокской линии поражает своим числом, и ведь все они использовались, кроме скорых поездов ходили и грузовые, и пригородные. Одних только рейсов Торжок — Бологое (!!! не опечатка) было три пары. Позже южные поезда перевели на БМО, через Поварово-I, а потом и вовсе пустили через Курский вокзал Москвы.

Собственно, Шлюз — один из видов раздельного пункта на железной дороге, как разъезд или станция. Впервые раздельный пункт такого типа был построен здесь, в честь чего и получил название как имя собственное, а вовсе не из-за названия гидротехнических сооружений, как могло бы показаться на первый взгляд.

8. Вид на станцию Шлюз со стороны Лихославля

Вид на станцию Шлюз со стороны Лихославля

 

Фотографируем табличку и уходим на соединительную ветвь на Виноколы.

9. Табличка на платформе Шлюз

Табличка на платформе Шлюз

 

Но уйти далеко не успеваем, как нас настигает Сапсан из Санкт-Петербурга.

10. Электропоезд ЭВС2-02 «Сапсан» проследует парк Шлюз станции Лихославль

Электропоезд ЭВС2-02 «Сапсан» проследует парк Шлюз станции Лихославль

 

Соединительные ветка однопутная, накат присутствует.

11. Вид на парк Шлюз со стороны парка Виноколы

Вид на парк Шлюз со стороны парка Виноколы

 

А вот вид в обратную сторону.

12. Вид от парка Шлюз на соединительную ветку с парком Виноколы

Вид от парка Шлюз на соединительную ветку с парком Виноколы

 

Расстояние преодолеваем быстро, перед нами Виноколы.

13. Маршрутный светофор «НМ43Б» в парк Виноколы со стороны парка Шлюз, ст. Лихославль

Маршрутный светофор "НМ43Б" в парк Виноколы со стороны парка Шлюз, ст. Лихославль

 

Пути пустынны, но вдруг раздаётся рёв движков и к пассажирской платформе прибывает 061 машина депо Крюково.

14. Электропоезд ЭТ2М-061 на ст. Лихославль, парк Виноколы

Электропоезд ЭТ2М-061 на ст. Лихославль, парк Виноколы

 

Никто не зашёл и не вышел, электричка умчалась дальше и станция снова опустела.

15. Повторительные светофоры парка Виноколы, ст. Лихославль

Повторительные светофоры парка Виноколы, ст. Лихославль

 

По сведениям от Тверского фоторепортёра, в его Осеченку почти каждый день приходят один-два вагона под ТЭМ18Д, как раз из Торжка, где расположена база Shell. Его то мы и надеялись выловить на соединительной ветви, но, судя по всему, тепловоз проходит здесь сильно раньше обратного электропоезда из Торжка, и следует не напрямую, а через Лихославль. И что самое печальное, его мы как раз видели, Лихославль проезжая.

Фотографируем пассажирскую платформу с табличкой и следуем в обратном направлении.

16. Табличка на платформе Виноколы

Табличка на платформе Виноколы

 

На табличке от руки нарисован электропоезд ЭТ2м-055, с указанием, что здесь любят бывать зацеперы, предпочитающие передвигаться снаружи вагонов. Как отсюда их вытравили — неизвестно, но сколько мы здесь ни бывали — с ними не встречались.

17. Пассажирская платформа Виноколы

Пассажирская платформа Виноколы

 

Теперь эта посадочная платформа разобрана и заброшена, а для пассажиров построили новую, ближе к южной горловине.

18. Путь между парком Виноколы и ст. Лихославль

Путь между парком Виноколы и ст. Лихославль

 

Из станционных зданий уцелел бывший пост ЭЦ, он же вокзал. В наше время тут обычный жилой дом.

19. Бывшее здание поста ЭЦ ст. Виноколы

Бывшее здание поста ЭЦ ст. Виноколы

 

Соединительная ветвь Виноколы — Шлюз проходит по болоту. Вокруг сплошные карликовые берёзы, высокие деревья почему-то почти не встречаются.

20. Соединительная ветвь Виноколы — Шлюз

Соединительная ветвь Виноколы - Шлюз

 

От высоких деревьев заметны высохшие стволы — то ли от залития болотными водами корневой системы, а может и из-за пожара…

21. Соединительная ветвь Виноколы — Шлюз

Соединительная ветвь Виноколы - Шлюз

 

Опоры контактной сети стоят с внутренней стороны «треугольника».

22. Соединительная ветвь Виноколы — Шлюз

Соединительная ветвь Виноколы - Шлюз

 

Когда мы уже подходили к Шлюзу, на Калашниково промчался сборный состав под ТЭМ18Д,  досадно было его упустить. Судя по всему, это был как раз тот самый грузовой до Осеченки из Торжка.

23. Грузовой поезд проследует станцию Шлюз

Грузовой поезд проследует станцию Шлюз

 

Ну и ладно, не в грузовых счастье. Когда мы вернулись в Шлюз, на разъезде вовсю велись работы по монтажу систем наблюдения, увы, совсем скоро так просто пофотографировать не удастся. Вдалеке стояла путейская мотриса, а на Тверь, без остановки пролетел электропоезд.

24. Электропоезд ЭТ2М-043 проследует парк Шлюз станции Лихославль

Электропоезд ЭТ2М-043 проследует парк Шлюз станции Лихославль

 

На пешеходном переходе работали световая и звуковая сигналы. Вначале мы решили, что это из-за работающей поблизости АДМ, но нет, сигнализация на переходе была явно сломана и осталась включённой даже после окончания ремонтного окна.

25. Пешеходный переход на станции Шлюз

Пешеходный переход на станции Шлюз

 

А еще нас очень огорчило отсутствие лавочек. Пришлось отойти от звенящего перехода подальше и разместиться на краю низкой платформы, благо, что пути боковые и поезд по ним проедет нескоро.

26. Вид от пассажирской платформы парка Шлюз в сторону платформы Локотцы

Вид от пассажирской платформы парка Шлюз в сторону платформы Локотцы

 

В начале платформы «На Тверь» находится бывшая путейская казарма, а теперь цыганский дом. Обратите внимание на резные элементы вполне обычных элементов кровли.

27. Казарма у платформы Шлюз

Казарма у платформы Шлюз

 

Весна казалось бы близко, но когда солнце стало спряталось за домом, капель прекратилась. До настоящего тепла оставалось ещё месяца полтора.

28.

Шлюз, Виноколы

 

Дневное окно закончилось прибытием электрички на Бологое.

29. Электропоезд ЭТ2М-060 проследует парк Шлюз станции Лихославль

Электропоезд ЭТ2М-060 проследует парк Шлюз станции Лихославль

 

Короткая остановка, чтобы высадить пассажиров и поезд мчится дальше.

30. Электропоезд ЭТ2М-060 проследует парк Шлюз станции Лихославль

Электропоезд ЭТ2М-060 проследует парк Шлюз станции Лихославль

 

Почти одновременно с ним пролетает электропоезд из Бологое, снова 045 машина.

31. Электропоезд ЭТ2М-045 проследует парк Шлюз станции Лихославль

Электропоезд ЭТ2М-045 проследует парк Шлюз станции Лихославль

 

Кадр в зад.

32. Электропоезд ЭТ2М-045 проследует парк Шлюз станции Лихославль

Электропоезд ЭТ2М-045 проследует парк Шлюз станции Лихославль

 

Ещё через час прошли «Сапсаны» из Москвы. 060 машина к этому моменту должна была добраться до Вышнего Волочка, где наверное и будет их пропускать, стоя у платформы на боковом пути.

33. Электропоезд ЭВС1-06 «Сапсан» проследует станцию Шлюз

Электропоезд ЭВС1-06 «Сапсан» проследует станцию Шлюз

 

Кадр получился неплохой, но всё равно что-то не то, слишком широкий угол я взял. Женя посоветовал в следующий раз перейти один путь, чтобы встать поближе. Я его послушал и не прогадал!

34. Электропоезд ЭВС2-02 «Сапсан» проследует станцию Шлюз

Электропоезд ЭВС2-02 «Сапсан» проследует станцию Шлюз

 

Пока мы здесь сидели, утренняя «птица» успела доехать до Москвы, пройти экипировку и отправиться в обратный рейс.

До нашей электрички осталось несколько минут, на платформе стали собираться пассажиры, вместе с которыми появился этот замечательный кот.

35.

Платформа Шлюз

 

Знаете как отличить уважающего себя кота? Уважающий себя кот никогда не обернётся на кысканье или любые другие призывающие его звуки. Но этого кота мы решили угостить  остававшейся у нас сосиской, но у него на этот счёт было другое мнение. Жизнь возле железной дороги приучила отовсюду ждать опасность. Сначала он оценивающе смотрел на наши подвижки в его сторону…

36.

Платформа Шлюз

 

А потом бросился наутёк, успевая смотреть в лицо опасности.

37. Платформа Шлюз

Платформа Шлюз

 

Устав бегать за непонятливой скотиной, мы встали в самом начале платформы, чтобы отфотографировать нашу электричку.

38. Электропоезд ЭТ2М-053 прибывает к платформе Шлюз

Электропоезд ЭТ2М-053 прибывает к платформе Шлюз

 

Женя спешит на посадку…

39. Электропоезд ЭТ2М-053 у платформы Шлюз

Электропоезд ЭТ2М-053 у платформы Шлюз

 

На электричке мы вернулись в Лихославль. О похождениях в котором речь пойдёт во второй части рассказа. Не переключайтесь!

3 комментария: Лихославльский треугольник: парки Шлюз и Виноколы

  • Интересные места

  • «Одних только рейсов Торжок — Бологое (!!! не опечатка) было три пары». А вот об этом поподробнее и со ссылками.

    • Алекс, ответили вам в группе Ленинградское направление. Добавим, что это были не электропоезда, а вагоны с локомотивной тягой. Стоянка в Торжке 18 минут, что позволяло произвести перецепку локомотива. Два поезда Вязьма — Бологое, один поезд Ржев — Бологое. ПДС назвать их язык не поворачивается. Возможно ранее ходили Ср3, до того как их убрали из Калинина, учитывая их модульныый принцип, но документальных подтверждений не нашлось.

Добавить комментарий для Валя Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>