Дорога на море, железная дорога вдоль моря | Октябрьская магистраль

Если алкоголь помогает отделять одну рабочую неделю от другой, то как заметить новый виток бесконечных трудовыебудней? А очень просто — взять отпуск. Причем просто сделать в работе небольшой перерыв недостаточно, обязательно нужно менять обстановку. Уехать куда-нибудь, и чем дальше, те лучше. Лично для меня идеальное место для отдыха складывается из трёх составляющих: море, исторические развалины и наличие железной дороги. Да, последний пункт намекает на конкретное место, но спасибо, Крым, нахрен не надо, уж лучше по старинке — в Сочи. В этом отчёте поделюсь кадрами сделанными в прошлогодний отпуск. Из Подмосковья в красивейший Краснодарский край, в котором стокилометровый участок железной дороги от Туапсе до Адлера проходит вдоль побережья Чёрного моря.

Якорная Щель, станция Якорная Щель, Сочи

 

Всякий, кто хотя бы раз имел несчастье проехать южным поездом, в будущем постарается их избежать всеми правдами и неправдами. Да, есть пара образцовых составов с неплохим временем в пути, но спасибо, за эти деньги не надо. А остальными, особенно многочисленными летними допами, лучше любоваться со стороны, особенно с морского побережья. Дурная слава она такая, в дополнительной рекламе не нуждается. Тем более, когда вокруг полно альтернатив. Поразмыслив между самолетом и автомобилем, ничтоже сумнящеся сделал выбор в пользу последнего. Да, ехать в одно лицо, мягко говоря, подустал, но оно того стоило! Ведь по дороге можно взять и свернуть, маршрут прокладываешь сам.

Задолго до поездки решил, что неплохо было бы заглянуть в Дивногорье. Место прекрасное, однажды мне уже случилось побывать здесь. Тогда в память запал монастырь, вырубленный прямо в горе. Дивногорье – это музей-заповедник в Лискинском районе Воронежской области и одноименная возвышенность. Находится он в 10 км к западу от города Лиски, в 80 км южнее Воронежа, там, где в Дон впадает Тихая Сосна, на его высоком правом берегу. Особенностью этой возвышенности является то, что она сложена из мела, и меловые отложения выступают на поверхность земли.

Только вот с железнодорожной топонимикой здесь вышло не очень, сам музей-заповедник находится не возле платформы Дивногорская, а возле безымянной остановки с километровым названием.

1. Остановочный пункт Пл. 143 км, перегон Копанище — Острогожск

Остановочный пункт Пл. 143 км, перегон Копанище - Острогожск

 

Место достойно отдельного рассказа, да, что там, рассказа, здесь стоит провести выходные, даже отпуск! Однако, помимо эстетической цели, я преследовал сугубо утилитарную задачу — объехать пресловутый затор в Лосево, известный каждому, кто ездил по М4, через Острогожск и Россошь. Да, движение по линии Лиски — Алексеевка с тех пор заметно сократилось, однако, линия и сама генерит неслабый грузопоток. Хорошо, что после разрыва с Украиной, инфраструктура не простаивает.

Грузовое движение здесь по-прежнему достаточно интенсивное, за сутки проходит несколько десятков поездов. А вот количество пассажирских поездов, проходящих на этом участке железной дороги, в последние годы свелось на нет. А ведь не так давно именно здесь проходил участок следования самого длинного пассажирского поезда Харьков – Владивосток (9 713 км), даже внесённый в книгу рекордов Гиннесса, отменённый в 2010 г. Хорошо, что сохраняется пригородное движение, три пары поездов в сутки, а на лето добавляется прямая электричка до Воронежа. При мне прошло несколько грузовых поездов, но получилось сфотографировать всего один.

2. Электровоз ВЛ80С-2211 в голове грузового поезда, перегон Копанище — Острогожск

Электровоз ВЛ80С-2211 в голове грузового поезда, перегон Копанище - Острогожск

 

Собственно, название «Дивногорье» местность получила за причудливые меловые столбы-останцы, называемые местным населением «дивами» (от диво — чудо). Эти гипсовые скалы на меловых горах называют дивами. Сверху открывается отличный вид на округу.

Однако Дивногорье, несомненно являющееся чудом природы, подверглось существенному воздействию человека. Для постройки железнодорожной линии Харьков – Пенза, в конце XIX века в меловых горах производили масштабные взрывные работы. Впрочем, железная дорога весьма гармонично вписалась в окружающий пейзаж, хотя и немного нарушила покой монахов и видоизменила природу Дивногорья.

Забавный казус — хотя одной из целей строительства этой железнодорожной линии, являлось в том числе и вывоз донецкого угля, помимо связки промышленности Донбасса с сельскохозяйственным Черноземьем, однако в настоящее время одним из основных грузов на этой железной дороге являются российский уголь из Кузбасса и казахстанский из Экибастуза.

3. Вид на перегон перегон Копанище — Острогожск

Вид на перегон перегон Копанище - Острогожск

 

Из Дивногорья мы окольными тропами через ведРоссошь, с его депо обошли знаменитую пробку на трассе М4 в районе Лосево, вечером проскочили Ростов-на-Дону и знаменитый пост в сЦукеровой балке. Ранним утром пролетели Краснодар, вот уже Горячий Ключ, остаётся всего-то две сотни километров, чего их ехать-то! Но навигатор упорно предрекает, что ехать не менее 5-6 часов. А вскоре начался серпантин… Не самый сложный, в Европе мне встречался куда более закрученный, но здесь движение было значительно более плотным, поток моментально собирался хвостом за грузовиком или автобусом.

Многие справедливо не любят отдыхать в России за полное отсутствие сервиса, при охреневших ценниках, но моя супруга умудрилась найти прекрасный отель с питанием за символические деньги. Из минусов — находится далековато от побережья, но он легко компенсируется гостиничным автобусом. Подводя итоги, скажу, что за весь отдых мне нужно было только не проспать завтрак и не упустить рейс гостиничного автобуса с пляжа на обед и ужин. Находится он возле станции Якорная Щель, туда мы и направились после обеда.

4. Вокзал станции Якорная Щель

Вокзал станции Якорная Щель

 

Станция Якорная Щель в наши дни стала скорее разъездом, не выполняя грузовой работы. Ближний путь со стороны вокзала, в основном, используется для отстаивания грузовых поездов. Имеются подъездные пути на бетонный завод и высокий путь для разгрузки полувагонов с сыпучими грузами, но увидеть на них какие-то вагоны мне не случилось.

5. Вид на станцию Якорная Щель в направлении Лоо

Вид на станцию Якорная Щель в направлении Лоо

 

Станция оставила вполне приятно впечатление о себе. Чистый и светлый вокзал, правда с бестолковыми системами досмотра и рамками. А рядом море с безлюдным пляжем. Движуха с минимальным интервалом, хотя и представлена однообразными электропоездами «Ласточка» в пригородном движении и 2 или 3ЭС4К «Дончак» для всего остального. Впрочем, из Москвы залетают двухсистемные электровозы ЭП20 «Олимп». За время отпуска получилось несколько кадров с этого места.

6. Электровоз 2ЭС4К-072 с пассажирским поездом заходит на станцию Якорная Щель

Электровоз 2ЭС4К-072 с пассажирским поездом заходит на станцию Якорная Щель

 

Эти сто километров вдоль моря — отличный бонус для пассажиров. Помню как почти сутки томишься в вагоне, за окном бескрайние степи. А потом смена электровоза в Горячем Ключе, оттуда уже отлично виден начинающийся Кавказский Хребет. Не успел отправиться, как природа кардинально меняется — ущелья, горные ручьи и реки, а потом как эдакий портал в новый мир — трёхкилометровый Лысогорский железнодорожный тоннель! И вот оно — море! И все пассажиры, как один, приникают к окнам, с восхищением вглядываясь в даль, на голубые краски моря.

7. Электровоз 2ЭС4К-085 с пассажирским поездом на перегоне Лоо — Якорная Щель

Электровоз 2ЭС4К-085 с пассажирским поездом на перегоне Лоо - Якорная Щель

 

Побережье отлично просматривается чуть ли не до Лоо или Дагомыса, отсюда до них всего 10-15 километров.

8. Электровоз 2ЭС4К-129 с пассажирским поездом проследует станцию Якорная Щель

Электровоз 2ЭС4К-129 с пассажирским поездом проследует станцию Якорная Щель

 

Два раза в день это однообразие разбавляют гости из Москвы-Сортировочной, в лице ЭП20, ведущий поезд из двухэтажных вагонов от самой Москвы, без перецепок. Отличный поезд, но по цене самолёта…

9. Электровоз ЭП20-055 с фирменным поездом «Двухэтажный состав», перегон Чемитоквадже — Якорная Щель

Электровоз ЭП20-055 с фирменным поездом «Двухэтажный состав», перегон Чемитоквадже - Якорная Щель

 

В депо Туапсе на август 2019 из более чем четырёх десятков имевшихся электровозов 2ЭС4К, оставалось всего два электровоза в заводском зеленом окрасе. Естественно, было огромное желание их сфотографировать. Но как всегда, первые несколько попыток увенчались неудачей, пока, наконец, раза с 5, удалось выловить один из них.

10. Электровоз 2ЭС4К-061 с грузовым поездом на перегоне Чемитоквадже — Якорная Щель

Электровоз 2ЭС4К-061 с грузовым поездом на перегоне Чемитоквадже - Якорная Щель

 

Хорошей движухой и отличными пейзажами привлекают меня эти места. В рай я явно не попаду, но наверное там хуже чем здесь =) Две незабываемых недели — нырнул, сфотографировал, нырнул — сфотографировал.

11. Электровоз 2Эс4К с вагоном-путеизмерителем, перегон Чемитоквадже — Якорная Щель

Электровоз 2Эс4К с вагоном-путеизмерителем, перегон Чемитоквадже - Якорная Щель

 

А вот и пригородная электричка. Составов не хватает, иногда запускали один пятивагонный состав вместо двух.

12. Электропоезд ЭС1 «Ласточка» на перегоне Чемитоквадже — Якорная Щель

Электропоезд ЭС1 «Ласточка» на перегоне Чемитоквадже - Якорная Щель

 

Через несколько дней пребывания на черноморском побережье Кавказа, удалось выловить и второй «Дончак» зелёного цвета. На том же месте, где и первый — не отходя от пляжа.

13. Электровоз 2ЭС4К-045 с грузовым поездом на перегоне Чемитоквадже — Якорная Щель

Электровоз 2ЭС4К-045 с грузовым поездом на перегоне Чемитоквадже - Якорная Щель

 

Но в основной массе подвижной состав был в красно-сером окрасе.

14. Электровоз 2ЭС4К-098 с пассажирским поездом проследует станцию Якорная Щель

Электровоз 2ЭС4К-098 с пассажирским поездом проследует станцию Якорная Щель

 

Все двухкомнатные «Дончаки» в Туапсе оборудованы ЭПТ, но строгого их закрепления в пассажирской или грузовой работе нет.

15. Электровоз 2ЭС4К-061 с пассажирским поездом на перегоне Лоо — Якорная Щель

Электровоз 2ЭС4К-061 с пассажирским поездом на перегоне Лоо - Якорная Щель

 

Ласточкопровод…

16. Электропоезда ЭС1 «Ласточка», перегон Якорная Щель — Лоо

Электропоезда ЭС1 «Ласточка», перегон Якорная Щель - Лоо

 

Встретить локомотив в заводской, непидной окраске — всегда удача.

17. Электровоз 2ЭС4К-045 в голове грузового поезда на станции Якорная Щель

Электровоз 2ЭС4К-045 в голове грузового поезда на станции Якорная Щель

 

Крутые склоны Большого Кавказского хребта вынуждали строителей применять нестандартные инженерные решения. Как вам, например, лифт на пляж? Но именно он существенно упростил дорогу на побережье отдыхающим в одном ведомственном санатории. Через пути к нему перекинут высоченный мостик.

18. Электровоз 2ЭС4К-138 на перегоне Шепси — Водопадный

Электровоз 2ЭС4К-138 на перегоне Шепси - Водопадный

 

Сюда я выбрался уже под самый конец отпуска. Сочи находится в субтропическом климате, но в середине сентября дыхание осени чувствуется и здесь.

19. Электровоз 2ЭС4К-127, разъезд Водопадный

Электровоз 2ЭС4К-127, разъезд Водопадный

 

Пассажиропровод на море.

20. Пассажирский поезд на перегоне на перегоне Водопадный — Шепси

Пассажирский поезд на перегоне на перегоне Водопадный - Шепси

 

Ну и куда же без пригородного движения.

21. Электропоезд ЭС1-017 на перегоне Водопадный — Шепси

Электропоезд ЭС1-017 на перегоне Водопадный - Шепси

 

Но каким бы ни был отпуск, всё равно момент расставания неизбежен, нужно возвращаться обратно. Пытаясь оттянуть отъезд домой по максимуму, я старался заехать во все интересные места по дороге домой. Одним из таких мест стала станция стыкования Горячий Ключ. Здесь проходит стык разных родов тока. Переменном токе (25 кВ) в сторону Краснодара и постоянного тока (3 кВ) в сторону Туапсе, проводится смена локомотивов. Разнообразие техники в подобных местах увеличивается сразу в 2 раза.

22. Электровоз ЭП1М-440 на ПТОЛ Горячий Ключ

Электровоз ЭП1М-440 на ПТОЛ Горячий Ключ

 

Правда с разнообразием вышло не очень, скорее два однообразия. Найди n-отличий между грузовым постоянником и пассажирским переменником!

23. Электровозы 2ЭС4К-130 и ЭП1М-778 на ПТОЛ Горячий Ключ

Электровозы 2ЭС4К-130 и ЭП1М-778 на ПТОЛ Горячий Ключ

 

Редкая серия электровозов ЭП1 была закрыта со всех сторон ее модернизированным вариантом, ЭП1М.

24. Электровоз ЭП1М-479, ПТОЛ Горячий Ключ

Электровоз ЭП1М-479, ПТОЛ Горячий Ключ

 

Поездка мимо Горячего Ключа всегда для меня проходит волнующе. Эти горы, перевалы, а потом ты раз, и ты совершенно в новом пространстве. Вот еще пару часов назад я наслаждался поездкой вдоль морского побережья, потом были горы, много гор, а теперь вокруг степь. До Краснодара уже рукой подать, в нем же решили и заночевать.

Кубанская столица огорчила навыками вождения местных водятлов, но порадовала отличным железнодорожным движением в черте города. Остановиться бы, да пофотографировать, но уже стемнело, а на специально заезжать для этого на вокзал не хотелось. Да и время поджимало, хотелось вернуться домой с запасом в день, до начала рабочей недели. Из Краснодара ехал почти без остановок и уже к вечеру следующего дня был дома, в Подмосковье.

 

Спасибо за внимание!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>