Железнодорожный узел в Арзамасе | Октябрьская магистраль

Есть на юге Нижегородской области замечательное место — город Арзамас. Начинал он своё развитие как крепость, позже эволюционировал в промышленный центр, но всегда находился на пересечении важнейших торговых путей, что способствовало быстрому развитию города. Через Арзамас проходило до десятка важнейших трактов: Московский, Симбирский, Нижегородский, Саратовский, Тамбовский и т. д. А в начале ХХ века в Арзамасе появилась железная дорога. Сначала путь протянули из Нижнего Новгорода, а десять лет спустя с постройкой линии от Люберец, появилась прямая связь с Москвой. В Арзамасе сходятся 4 железнодорожных направления: Москва — Казань, Нижний Новгород — Пенза.

Арзамас и станция Арзамас

 

В городе функционируют два вокзала — Арзамас-I и Арзамас-II. Окрестности богаты своей историей и архитектурными памятниками. Ещё город примечателен отсутствием всем привычных маршруток, как таковых зато на декабрь 2019 года на городских маршрутах работали легендарные «луноходы», автобусы ЛиАЗ-677, те самые, со звуком бутылок где-то в моторе. В общем, отличное место для поездок выходного дня. Если не знаешь куда поехать — езжай в Арзамас, каждый найдёт здесь интерес по душе.

Наш поезд прибыл на второй вокзал Арзамаса, построенный на 10 лет позже появления в городе железной дороги, но ставший основным по пассажиропотоку. Бежим в голову посмотреть на электровоз и с грустью замечаем ЭП1М, которые уже практически полностью вытеснили электровозы Шкода с южного хода ГЖД. Но хотя бы в голубой окраске.

1. Электровоз ЭП1М-397 с пассажирским поездом на станции Арзамас-II

Электровоз ЭП1М-397 с пассажирским поездом на станции Арзамас-II

Следом прибыл такой же электровоз, но построенный четырьмя годами позже. Отличается раздельным лобовым стеклом и выпуклым прожектором. Стекло из двух половинок дешевле менять, это понятно, но зачем изменять обтекаемую форму? Оказывается локомотивные бригады поработав на машинах первых выпусков жаловались, что «зализанный» прожектор быстро загрязняется. Странно, что на НЭВЗе не присмотрелись к многолетнему опыту эксплуатации чешских пассажирских электровозов ЧС7, на которых также машины первых выпусков с обтекаемой формой прожектора имели точно такие же проблемы в повседневной работе. Но чехи учли недостатки и исправили их уже на следующей партии машин.

2. Электровоз ЭП1М-658 с пассажирским поездом на станции Арзамас-II

Электровоз ЭП1М-658 с пассажирским поездом на станции Арзамас-II

 

Третьим электровозом в утренней пачке поездов также оказался ЭП1М, но в скучной корпоративной окраске. На улице темно, на перегон выходить рано, решаем позавтракать, а заодно посмотреть на вокзал.

Со стороны города на привокзальной площади готовился к отправке автобус в Саров, в виде Мерседес-Спринтера, но не простой, а как бы автобус, который на самом деле поезд. Так выглядит часть согласованного мультимодального маршрута из Нижнего Новгорода.

3. Вокзал станции Арзамас-II

Вокзал станции Арзамас-II

 

Позавтракав решили на электричке доехать до нашей основной цели — разъезда 408 км, на котором и пересекаются две железнодорожные линии.

Электрички стоят на островной платформе, короткий путь к которой преградил грузовой состав. До пешеходного моста бежать далеко — не успеем, а по громкой связи уже вещают про отправление. К счастью, находим путь в подземный тоннель и через него попадаем в нужное место. Под отправление стоит две штуки ЭД9М, которая из них наша? Ну ясен пень, та, в которой двери уже закрываются… Увы, но помощник увидев нас с Женей, открыл их снова. Почему, увы, спросите вы? А потому, что это всё таки оказалась не наша электричка, нужная нам стояла чуть дальше, на соседнем пути и отправлялась на пару минут позже. А мы влезли в электричку до Нижнего Новгорода, следовавшую почти без остановок… Это мы тоже узнали уже после отправления. Бежим в головной вагон, просим остановить на разъезде или даже на перегоне, но машинист, приняв нас в сигнальных жилетах за путейцев, проорал, что безмозглые коллеги ему уже поднадоели, а мы едем вместе с ним до ближайшей остановки по расписанию. Впрочем, смилостивившись, он добавил, что ждать встречный поезд нам придется недолго.

4. Электропоезд ЭД9М-0188 отправился со станции Серёжа

Электропоезд ЭД9М-0188 отправился со станции Серёжа

 

Так мы оказались на станции с забавным названием Серёжа. Нас угораздило влезть в электропоезд Муром — Нижний Новгород, вариант своего рода наркоманской пересадки с ночного пассажирского поезда из Москвы для тех, кто решил добраться в столицу Поволжья столь необычным способом!

5. Станция Серёжа, вид на Арзамас

Станция Серёжа, вид на Арзамас

В Серёже оказалось три пути для разъезда поездов, подъездной на Арзамасский завод стекольных доломитов и аккуратный вокзальчик.

6. Вокзал станции Серёжа

Вокзал станции Серёжа

 

А украшением станции была старинная водонапорная башенка.

7. Водонапорная башня на станции Серёжа

Водонапорная башня на станции Серёжа

 

Кстати, рисунок собаки в левом нижнем углу, на бытовке сделан из пивных пробок.

А машинист не соврал, встречная электричка прибыла через полчаса. Но наши надежды, что между ними пропустят грузовой — не сбылись.

8. Электропоезд ЭД9М-0141 прибывает на станцию Серёжа

Электропоезд ЭД9М-0141 прибывает на станцию Серёжа

 

Прибываем на станцию Арзамас-I, куда изначально и планировали. На память фотографируем вокзал…

9. Вокзал на станции Арзамас-I

Вокзал на станции Арзамас-I

 

… и нашу электричку в новой локации.

10. Электропоезд ЭД9М-0141 на станции Арзамас-I

Электропоезд ЭД9М-0141 на станции Арзамас-I

 

За грузовыми вагонами замечаем чешский пассажирский электровоз, к сожалению, оказавшимся единственным за ту поездку.

11. Электровоз ЧС4Т-533 на станции Арзамас-I

Электровоз ЧС4Т-533 на станции Арзамас-I

 

«Теремок» прибыл сюда не просто так, а за поездом Уфа — Санкт-Петербург, который прибудет уже через несколько минут, под тепловозом. На станции Арзамас-I заканчивается электрификация переменным током, дальше, в сторону станции Красный Узел, и линии Рузаевка — Канаш, начинается однопутный неэлектрифицированный участок.

А к грузовым вагонам подцепился 2ТЭ10М, раннего номера с характерными «карманами» на морде.

12. Тепловоз 2ТЭ10М-0403 с грузовым поездом на станции Арзамас-I

Тепловоз 2ТЭ10М-0403 с грузовым поездом на станции Арзамас-I

 

Фотографируем всю эту красоту почти на бегу, нужно спешить. Скоро прибудет пассажирский поезд хотелось бы сфотографировать его на тепловозном участке, без опор контактной сети.

До нужного места успеваем добежать даже с небольшим запасом. Расчищаем заросли, и фотографируем.

13. Тепловоз ТЭП70-0128 с пассажирским поездом Уфа — Санкт-Петербург на перегоне Пешелань — Арзамас-I

Тепловоз ТЭП70-0128 с пассажирским поездом Уфа - Санкт-Петербург на перегоне Пешелань - Арзамас-I

Когда-то ТЭП70 здесь было не встретить, а пассажирские поезда водились исключительно тепловозами 2ТЭ10, как цельными, так и одиночными секциями. Такой монстр как 2ТЭ10В с пассажирским поездов был обычным делом. Ну да ладно, подпускаем поближе то, что есть… На заднем плане мост через реку Тёшу и Храм Смоленской иконы Божией Матери.

14. Тепловоз ТЭП70-0128 с пассажирским поездом Уфа — Санкт-Петербург на перегоне Пешелань — Арзамас-I

Тепловоз ТЭП70-0128 с пассажирским поездом Уфа - Санкт-Петербург на перегоне Пешелань - Арзамас-I

 

У поезда интересный маршрут — не заезжая в столицу, он следует в Санкт-Петербург окольными путями через многие облцентры. Мне он встречался и под Владимиром, и под Ярославлем, ну, и, конечно же в Бологое и Новгородской, Ленинградской областях. Да и с тепловозом тоже случалось встречаться, даже в Московской области, и я сейчас не про Волоколамск, а вполне про Клин =)

Когда пассажирский освободил путь, на Красный узел немедленно отправился грузовой.

15. Тепловоз 2ТЭ10М-0403 в голове грузового поезда, перегон Арзамас-I — Пешелань

Тепловоз 2ТЭ10М-0403 в голове грузового поезда, перегон Арзамас-I - Пешелань.

 

Обратите внимание, что каждый столб имеет неповторимый уклон в разные стороны.

Но движение и не думает прекращаться! Разве можно обделить вниманием одинокий чмессер на перегоне?

16. Тепловоз ЧМЭ3-5943 на перегоне Пешелань — Арзамас-I

Тепловоз ЧМЭ3-5943 на перегоне Пешелань - Арзамас-I

 

После этого мы с Женей совершили неудачную попытку разыскать в городе хотя бы один живой ЛиАЗ-677, но увы. Не встретив ничего интереснее ПАЗиков, вернулись обратно на жд, в то место, откуда и хотели начать фотосет, не уедь мы в Серёжу.

Телепорт переместил нас на остановочный пункт 409 км. Движение было на любой вкус.

17. Электровоз ВЛ80С-1353 на перегоне Арзамас-II — Разъезд 408 км

Электровоз ВЛ80С-1353 на перегоне Арзамас-II - Разъезд 408 км

 

Казалось бы — простая двухпутка, но фактически это разные перегоны, да ещё и на несколько направлений. Поэтому интервалы между поездами тут как в метро.

18. Электровоз ВЛ80С-1439 на перегоне Арзамас-II — Разъезд 408 км

Электровоз ВЛ80С-1439 на перегоне Арзамас-II - Разъезд 408 км

 

А вот неожиданно выскочивший почтово-багажный, я упустил, решив срезать путь по автомобильной дороге внизу.

19. Почтово-багажный поезд в окрестностях города Арзамас

Почтово-багажный поезд в окрестностях города Арзамас

 

Интересный окрас у ограждения платформ, там, где оно есть. В Московском регионе на полигоне обслуживания ЦППК, забор красят целиком в серый цвет, красной полосой выделяя верхние перила, что логично — край заметен издалека. Сумрачный дизайнер Московско-Тверской ППК ограждения платформ решил красить тоже в серый цвет, но с красной полосой почему-то внизу, а высокие противозайцевые заборы с красной полоской посередине. А на горьковской дороге, по-моему, самый симпатичный вариант внедрения фирстиля.

20. Табличка на остановочном пункте Разъезд 408 километр

Табличка на остановочном пункте Разъезд 408 километр

 

Движуха вокруг восхищала разнообразием.

21. Тепловоз 2М62У-0351 с грузовым поездом на соединительной ветви Арзамас-I — Арзамас-II

Тепловоз 2М62У-0351 с грузовым поездом на соединительной ветви Арзамас-I - Арзамас-II

 

Пригородное сообщение тоже в наличии.

22. Электропоезд ЭД9М-0168 прибывает на Разъезд 408км

Электропоезд ЭД9М-0168 прибывает на Разъезд 408км

 

Ну и, конечно же, огромное количество грузовых поездов!

23. Электровоз ВЛ80С-2719 с вагонами для перевозки горячекатаной стали

ВЛ80С-2719 с вагонами для перевозки горячекатаной стали

 

Я видел многое, но сложно привыкнуть, когда грузовые следуют буквально один за другим, с интервалом чуть больше, чем у поездов в метро.

24. Электровоз ВЛ80С-1473 с грузовым поездом на разъезде 408 км

Электровоз ВЛ80С-1473 с грузовым поездом на разъезде 408 км

 

У этого электровоза нестандартно поднят передний токоприёмник, хотя обычно, при езде используют задний.

25. Электровоз ВЛ80С-1446 с грузовым поездом на разъезде 408 км

Электровоз ВЛ80С-1446 с грузовым поездом на разъезде 408 км

 

Попадались и интересности, например пассажирский тепловоз ТЭП70БС с грузовыми вагонами. Увы, снимок не получился, если будет интересно — выложу в комментариях.

Обилие движухи позволяло экспериментировать. Эту электричку попробовал сфотографировать с проводкой зумом.

26. Электропоезд ЭД9Э-0042 на разъезде 408 км

Электропоезд ЭД9Э-0042 на разъезде 408 км

 

И хотя у нас имелось официальное разрешение на фотосъёмку, все бригады нас как стеклотару сдавали диспетчеру. Устав выслушивать поток кляуз, за нами отправили машину.

Приехал дежурный по парку Арзамас-II, приятный человек, понимающий, но увы, обстоятельства заставили. Традиционные переживания в стиле кабычегоневышло. Предложил подвезти нас на какой-нибудь из вокзалов. Ну раз сам со второго, то туда и вези, чтобы было по пути. Нельзя сказать, что мы были рады покидать перегон, но уже темнело, наш поезд скоро, да и грех отказываться от бесплатного такси.

На станции мы попробовали разыскать локомотивы, но кроме электричек ничего не нашлось. Они и завершили тот фотосет по одному из интереснейших мест Горьковской ЖД.

27. Электропоезд ЭД9Э-0013 на станции Арзамас-II

Электропоезд ЭД9Э-0013 на станции Арзамас-II

 

А поодаль стоял встреченный нами на перегоне экспресс из Нижнего Новгорода

28. Электропоезд ЭД9Э-0042 на станции Арзамас-II

Электропоезд ЭД9Э-0042 на станции Арзамас-II

 

Уважаемые читатели, напоминаю, что хождение по путям опасно, не стоит это повторять.

На сегодня всё. Всем спасибо за внимание, за оценки и комментарии. Удачи!

Арзамас, станция Арзамас

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>