2020: Триумфальное возвращение электровозов Škoda на Октябрьскую магистраль! | Октябрьская магистраль

Ввиду возросшей необходимости перевода скоростного движения линии Ленинград — Москва на электрическую тягу с мощными и скоростными локомотивами, Правительством СССР совместно с МПС было принято решение о заказе в Чехословакии на заводе Škoda нового мощного скоростного электровоза постоянного тока, способного развивать скорость 200 км/ч.

Электровоз ЧС200, ЧС200

 

Разработка новой техники продолжалась несколько лет, пока, наконец, в 1974 и 1979-1980 годах годов для эксплуатации в СССР на скоростных участках линии Ленинград — Москва, заводом заводом Škoda в г. Пльзень было выпущено 12 пассажирских двухсекционных восьмиосных электровозов постоянного тока. Новый электровоз получил обозначение ЧС200 (ЧехоСловацкого производства, максимальная скорость 200 км/ч).

1. Электровоз ЧС200-010 с фирменным поездом «Невский Экспресс» на перегоне Подсолнечная — Клин, апрель 2012

Электровоз ЧС200-010 с фирменным поездом «Невский Экспресс» на перегоне Подсолнечная - Клин

 

Новый электровоз откровенно говоря, чехам удался! Машинистов подкупала потрясающая мощность (1050 кВт на ось в те времена — это ого-го, это даже сегодня неплохо). За это им вполне можно простить некоторые огрехи, а среди машинистов даже ходило крылатое — «машина большая — довезёт».

Несмотря на конструкционную скорость в 200 км/ч, случалось, в моменты опозданий разгонять тот же «Невский экспресс» до 250 км/ч, а 2 декабря 2006 года на участке Лихославль-Калашниково Октябрьской железной дороги в ходе испытаний скоростной контактной подвески КС-200-06, на электровозе ЧС200-009 был установлен рекорд скорости для электровозов на железных дорогах России — 262 км/ч!

2. Электровоз ЧС200-009 с фирменным поездом «Экспресс» на перегоне Клин — Подсолнечная, май 2018

Электровоз ЧС200-009 с фирменным поездом «Экспресс» на перегоне Клин - Подсолнечная

 

Но даже самая надёжная техника не может работать вечно и электровозы ЧС200 стали постепенно отставлять от пассажирской работы. Ресурс у них и правда был выработан практически полностью.

3. Электровозы ЧС6 и ЧС2Т на базе запаса у станции Бологое-Полоцкое, март 2016

Электровозы ЧС6 и ЧС2Т на базе запаса у станции Бологое-Полоцкое

 

Когда техника подходит к почтенному возрасту, ей обычно подыскивают работу поспокойнее. Вот и в 2012 году один вполне рабочий электровоз переделали в скоростную путеизмерительную лабораторию, изрядно попилив на этом выделенный бюджет. Почему именно попилили? А потому что для этого переделали вполне исправную машину, выкинув при этом все оборудование из одной секции. Но вскоре поняв, что оставшихся электровозов не хватает в поездной работе, восстановили из небытия электровоз ЧС200-012, вытащив того из пыльных уголков депо, прозябавшего 17 лет там после повреждения при маневрах.

4. Электровоз ЧС200-012 с пассажирским поездом, перегон Химки — Сходня, июль 2018

Электровоз ЧС200-012 с пассажирским поездом, перегон Химки - Сходня

 

Ну а новая игрушка-лаборатория долго после переделки не проездила, увы, погорели преобразователи для собственных нужд (ПСН) в диагностической секции.

5. Электровоз ЧС200-008 на станции Клин, ноябрь 2015

Электровоз ЧС200-008 на станции Клин

 

Ремонт их не предусмотрен, поэтому машина подпирает забор на базе запаса, ожидая списания.

6. Электровоз-лаборатория ЧС200-008 на станции Тверь в июне 2016

Электровоз-лаборатория ЧС200-008 на станции Тверь

 

Так из 12 построенных электровозов в работе осталось всего 6 машин. На замену им завод НЭВЗ в сотрудничестве с французской компанией Alstom спроектировал двухсистемный скоростной шестиосный пассажирский электровоз, получивший обозначение ЭП20 «Олимп». Рейсы с поездом «Невский экспресс» на линии Санкт-Петербург — Москва с новыми электровозами начались с 14 декабря 2012 года.

7. Электровоз ЭП20-001 на экспериментальном кольце ВНИИЖТ в Щербинке

Электровоз ЭП20-001 на экспериментальном кольце ВНИИЖТ в Щербинке

 

Но такая высокая скорость нужна не везде. Кроме, непосредственно, Октябрьской магистрали, скоростных участков в России раз-два и обчёлся. Поэтому электровозы ЭП20 выпускаются в двух модификациях, отличающихся друг от друга передаточным отношением тягового редуктора — обычной, с конструкционной скоростью 160 км/ч и скоростной с конструкционной скоростью 200 км/ч. В скоростной модификации было выпущено несколько машин с номерами 002—018, 046—048, а все прочие — в обычной. В два раза больше, чем было построено электровозов ЧС200.

8. Электровоз ЭП20-010 с фирменным поездом «Невский Экспресс» проследует станцию Клин, апрель 2020

Электровоз ЭП20-010 с фирменным поездом «Невский Экспресс» проследует станцию Клин

 

Следовало ожидать, что возрастные чешские машины постепенно отставили от работы. Четыре десятка лет, для техники это уважительный срок. А новые электровозы ЭП20 всё расширяли количество поездов для себя. На Главном ходу они водили не только Невский Экспресс, но и легендарную Красную Стрелу, Льва Толстого до Вайникалы, даже в Великий Новгород стали заезжать с введением поезда Великий Новгород — Нижний Новгород.

9. Электровоз ЭП20-054 с поездом Нижний Новгород — Великий Новгород на станции Великий Новгород (Новгород-на-Волхове) в июне 2020

Электровоз ЭП20-054 с поездом Нижний Новгород - Великий Новгород на станции Великий Новгород (Новгород-на-Волхове)

 

Но ВНЕЗАПНО, в конце августа 2020, электровозы ЭП20 резко убрали с Октябрьской магистрали, оперативно вернув в работу скоростные Шкоды.

10. Электровоз ЧС200-010 с фирменным поездом «Невский Экспресс» на перегоне Подсолнечная — Клин, август 2020

Электровоз ЧС200-010 с фирменным поездом «Невский Экспресс» на перегоне Подсолнечная - Клин

 

В чём же причины такого решения? Читайте об этом во второй части, не переключайтесь!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>