С недавнего времени Федеральная Пассажирская компания (ФПК) принялась восстанавливать тщательно выстроенное и основательно разрушенное в последние годы пассажирское сообщение между российскими регионами. Не скажу за всю страну, но вот, к примеру, для регионов, которые связывает Октябрьская магистраль: Москву с ближними областными центрами связали Ласточками. Торжок приблизили к столице согласованными по Твери электричками, Великий Новгород тоже не остался в стороне — здесь и дизель-поезда в дальние райцентры, «рабочие» Ласточки на Санкт-Петербург и «туристические» в Карелию и Псков. Продлено и дальнее сообщение, теперь можно без пересадок добраться до Нижнего Новгорода. Постепенно увеличиваются и скорости.
Новый скоростной поезд с августа 2020 года связал Санкт-Петербург с Москвой, Владимиром, Нижним Новгородом, Саранском и Самарой. В этом случае было не продление или увеличение скорости уже курсирующего фирменного поезда «Волга», а используются испанские поезда Talgo 250.
1. Поезд «Стриж» на перегоне блок-пост 243 км — Новки-I
Решение о новом маршруте пришло спонтанно. В 2014 году для работы на маршруте Москва — Берлин, РЖД закупило 7 двадцативагонных составов Тальго-250 с системой автоматической смены колеи. Новый поезд назвали «Стриж», на волне «птичьих» названий в РЖД. Но после закрытия границ из-за пандемии, составы простаивали без дела. В целях минимизации убытков, для него разработали такой вот альтернативный рейс внутри страны.
2. Поезд «Стриж» на станции Решетниково, август 2020
Несмотря на несколько смен локомотивов во время следования, расписание у поезда, вышло достаточно «резвым». Смотрите сами — из Северной столицы до Москвы всего за 4,5 часа. Ещё три с половиной часа и вы в Нижнем Новгороде. На самый медленный участок, от Арзамаса до Саранска, где поезд следует по неэлектрифицированным путям сменив электровоз на тепловоз и опять на электровоз уже до Самары, нужно ещё 11 часов.
3. Электровоз ЭП20-046 с поездом «Стриж» проследует станцию Решетниково
И хотя маршрут проложен окольными путями с несколькими сменами локомотивов, он получился на удивление удачным как по времени отправления и нахождения в пути, так и привнес новые связи между Санкт-Петербургом, Нижним Новгородом и Самарой. Да и пассажиры не соврут — «проголосовали ногами», полностью раскупив билеты на ближайшие даты.
Однако, дьявол кроется в деталях, и в первом же рейсе поезд пришёл в Санкт-Петербург с опозданием в 25 минут. В чём же причина? Как известно, поездам «Стриж», в отличие от «Сапсанов» и «Ласточка» с их моторвагонной тягой, требуется отдельная тяговая единица. От Самары до Санкт-Петербурга поезд ведут три разных локомотива, но большую часть маршрута «Стриж» обслуживает отечественный электровоз ЭП20. Связано это с его универсальностью, этот электровоз двойного питания и может работать как под переменным током от Арзамаса до Владимира, так и под постоянным током от Владимира и далее до Санкт-Петербурга. Таким образом, экономится время от очередной смены электровоза.
4. Электровоз ЭП20-008 с поездом «Стриж», перегон блок-пост 243 км — Новки-I
Электровоз ЭП20, как уже говорилось, это новая разработка НЭВЗ и Alstom, но если с электросхемой у него всё отлично, то вот экипажная часть осталась из середины прошлого века, в виде немного доработанной от грузового электровоза ВЛ65. Если точнее сказать, принятая осевая формула и конструкция механической части не соответствуют заявленным заводом-изготовителем конструкционным скоростям движения в 160 и тем более 200 км/час. Архаичный НЭВЗ Три двухосные тележки в одном кузове — результат немного предсказуем. Именно экипажная часть 2о-2о-2о в одном кузове основная проблема ЭП20, помешавшая развитию предшествующей серии двухсистемных электровозов ЭП10. При скоростях свыше 140 км/ч у них до безобразия часто вырывает гидродемпеферы, особенно на средней тележке. Да и на тех машинах ездящих медленнее, у демпферов постоянно то валики вырывает, то ещё чего. При этом были позабыты наработки четырехосных тележек ТЭП80 и ЭП200, да даже трёхосные заказывать в Коломне что-то мешает.
Короче говоря, первый же «Стриж» прибыл в Санкт-Петербург с опозданием. Причиной стала поломка электровоза ЭП20 под номером 047. В этот раз у локомотива, якобы, оторвало реактивную тягу. Но ладно один электровоз — не прошло и часа, как по всей линии от Москвы до Санкт-Петербурга стали давать ограничения по скорости. Причина — повреждение путей, с выбросами колеи.
5. Повреждённый 2-й путь перегона Крюково — Поварово-I, 23.08.2020, фото laston4ik
Причина все та же — виляния средней тележки на высоких скоростях. Официально электровозы ЭП20 «Олимп» шли под задачи МЖД, то есть со скоростями до 160 км/ч, при этом по документам как бы под 200. Но под реальные 200 км/ч шло всего несколько машин. В Дирекции тяги об этом помнили и на ОКТ кроме них ничего не попадало. А вот дальше случился переполох с новым скоростным поездом, в МСК ДТ об этом позабыли или переиначили на свой лад, то и понеслось! В первую же поездку выдали локомотив московской дирекции тяги, ЭП20-047.
6. Электровоз ЭП20-047 проследует резервом ст. Решетниково, 24.08.2020
В обратный начудивший электровоз возвращался неспешно, резервом. А скоростной «Стриж» проследовал под тягой легендарной Шкоды — электровоза ЧС200!
7. Электровоз ЧС200 с поездом «Стриж» проследует станцию Решетниково, 27.08.2020
В настоящее время ЭП20-047 находится на испытаниях механической части на ЭК в Щербинке под компетенцией квалифицированных специалистов из ВНИИЖТа по заказу РЖД. Причиной этому явились неоднократные случаи вырывания гидромпферов с дальнейшими из этого вытекающими последствиями, способствующими созданию прямой угрозы безопасности движения. И имеются предпосылки утверждать, что после прохождения этих испытаний максимальная скорость электровозов ЭП20 будет ограничена 140 км/ч. Ранее это уже случилось с ЭП10 но, к сожалению, конструкторам НЭВЗа это уроком не послужило.
Тем более, что и ЭП20 разрушает за собой пути не впервые:
В границах линии Санкт-Петербург – Москва в период с 15 по 17 августа 2019 г. были зафиксированы случаи расстройства геометрии рельсовой колеи, что повлекло за собой сбои в графике движения поездов. При проведении анализа времени появления неисправностей геометрии рельсовой колеи и наложении временных интервалов на график движения поездов была выявлена закономерность появления расстройств пути после прохода скоростного поезда № 748 «Невский Экспресс» с локомотивом ЭП 20 №14. В период с 11 по 14 августа 2019 г. данный локомотив находился на внеплановом ремонте, до 11 августа данная машина эксплуатировалась на Горьковской железной дороге. В период с 15 по 17 августа 2019 г. машина ЭП 20 №14 в дневное время эксплуатировалась с поездом № 748 «Невский Экспресс» со скоростями движения до 200 км/ч по 2 главному пути, в ночное время машина эксплуатировалась с пассажирскими поездами со скоростью до 140 км/ч по 1 главному пути. После отцепки локомотива ЭП 20 № 14 от поезда № 748 появление расстройств геометрии рельсовой колеи на линии Санкт-Петербург – Москва прекратились.
По злой иронии или случайности, в прошлом году разрушения были на том же месте, что и в этот раз. Может действительно место подвержено оползням? И рано или поздно проезжает ЭП20 и наступает момент икс? Как бы то ни было, но целую неделю путейцы подсыпали балласт и рихтовали путь.
Сразу после происшествия в РЖД случился большой скандал, ведь поезд курирует лично Дмитрий Пегов, заместитель генерального директора ОАО «РЖД», отвечающий за вопросы пассажирского комплекса, уроженец Самары. А пока, с ОКТ убрали на неопределенный срок все электровозы ЭП20, оперативно выдав все имеющиеся ЧС200. Через неделю Дирекция Тяги сменила гнев на милость и разрешила водить «Стриж», но ограничила скорость — не более 180 км/ч.
Как показывает практика и время, уже 41-летний электровоз оказывается гораздо надёжней по работе и в первую очередь по механике, чем «современный».
8. Электровоз ЧС200-010 с фирменным поездом «Экспресс», перегон Сходня — Химки
Что бы там ни говорили, в отличие от ЧС200, для ЭП20 скорости в 200 км/ч — это не рабочий диапазон, а скорее опция для кратковременного использования. Согласно техзадания, электровоз для скоростных перевозок в режиме 180-200 км/ч почти на всём маршруте не проектировался и не планировался изначально к работе на ГХ Окт. Бесспорно, ЭП20 хороший электровоз, но не более. Всё что хорошее в нём, к НЭВЗу не имеет никакого отношения.
Вместо послесловия
РЖД сделало выводы и ограничило максимальную скорость электровозов серии ЭП20 180 км/ч.
9. Официальная телеграмма с разбором происшествия с электровозом ЭП20-047
Скорее всего это повлияет и на количество закупаемых машин.
Добавить комментарий