Как новейший российский электровоз повредил пути от Москвы до Петербурга | Октябрьская магистраль

С недавнего времени Федеральная Пассажирская компания (ФПК) принялась восстанавливать тщательно выстроенное и основательно разрушенное в последние годы пассажирское сообщение между российскими регионами. Не скажу за всю страну, но вот, к примеру, для регионов, которые связывает Октябрьская магистраль: Москву с ближними областными центрами связали Ласточками. Торжок приблизили к столице согласованными по Твери электричками, Великий Новгород тоже не остался в стороне — здесь и дизель-поезда в дальние райцентры, «рабочие» Ласточки на Санкт-Петербург и «туристические» в Карелию и Псков. Продлено и дальнее сообщение, теперь можно без пересадок добраться до Нижнего Новгорода. Постепенно увеличиваются и скорости.

электровоз ЭП20 разрушил пути

Новый скоростной поезд с августа 2020 года связал Санкт-Петербург с Москвой, Владимиром, Нижним Новгородом, Саранском и Самарой. В этом случае было не продление или увеличение скорости уже курсирующего фирменного поезда «Волга», а используются испанские поезда Talgo 250.

1. Поезд «Стриж» на перегоне блок-пост 243 км — Новки-I

Поезд «Стриж» на перегоне блок-пост 243 км — Новки-I

 

Решение о новом маршруте пришло спонтанно. В 2014 году для работы на маршруте Москва — Берлин, РЖД закупило 7 двадцативагонных составов Тальго-250 с системой автоматической смены колеи. Новый поезд назвали «Стриж», на волне «птичьих» названий в РЖД. Но после закрытия границ из-за пандемии, составы простаивали без дела. В целях минимизации убытков, для него разработали такой вот альтернативный рейс внутри страны.

2. Поезд «Стриж» на станции Решетниково, август 2020

Поезд «Стриж» на станции Решетниково, август 2020

 

Несмотря на несколько смен локомотивов во время следования, расписание у поезда, вышло достаточно «резвым». Смотрите сами — из Северной столицы до Москвы всего за 4,5 часа. Ещё три с половиной часа и вы в Нижнем Новгороде. На самый медленный участок, от Арзамаса до Саранска, где поезд следует по неэлектрифицированным путям сменив электровоз на тепловоз и опять на электровоз уже до Самары, нужно ещё 11 часов.

3. Электровоз ЭП20-046 с поездом «Стриж» проследует станцию Решетниково

Электровоз ЭП20-046 с поездом «Стриж» проследует станцию Решетниково

 

И хотя маршрут проложен окольными путями с несколькими сменами локомотивов, он получился на удивление удачным как по времени отправления и нахождения в пути, так и привнес новые связи между Санкт-Петербургом, Нижним Новгородом и Самарой. Да и пассажиры не соврут — «проголосовали ногами», полностью раскупив билеты на ближайшие даты.

Однако, дьявол кроется в деталях, и в первом же рейсе поезд пришёл в Санкт-Петербург с опозданием в 25 минут. В чём же причина? Как известно, поездам «Стриж», в отличие от «Сапсанов» и «Ласточка» с их моторвагонной тягой, требуется отдельная тяговая единица. От Самары до Санкт-Петербурга поезд ведут три разных локомотива, но большую часть маршрута «Стриж» обслуживает отечественный электровоз ЭП20. Связано это с его универсальностью, этот электровоз двойного питания и может работать как под переменным током от Арзамаса до Владимира, так и под постоянным током от Владимира и далее до Санкт-Петербурга. Таким образом, экономится время от очередной смены электровоза.

4. Электровоз ЭП20-008 с поездом «Стриж», перегон блок-пост 243 км — Новки-I

Электровоз ЭП20-008 с поездом «Стриж», перегон блок-пост 243 км — Новки-I

 

Электровоз ЭП20, как уже говорилось, это новая разработка НЭВЗ и Alstom, но если с электросхемой у него всё отлично, то вот экипажная часть осталась из середины прошлого века, в виде немного доработанной от грузового электровоза ВЛ65. Если точнее сказать, принятая осевая формула и конструкция механической части не соответствуют заявленным заводом-изготовителем конструкционным скоростям движения в 160 и тем более 200 км/час. Архаичный НЭВЗ Три двухосные тележки в одном кузове — результат немного предсказуем. Именно экипажная часть 2о-2о-2о в одном кузове основная проблема ЭП20, помешавшая развитию предшествующей серии двухсистемных электровозов ЭП10. При скоростях свыше 140 км/ч у них до безобразия часто вырывает гидродемпеферы, особенно на средней тележке. Да и на тех машинах ездящих медленнее, у демпферов постоянно то валики вырывает, то ещё чего. При этом были позабыты наработки четырехосных тележек ТЭП80 и ЭП200, да даже трёхосные заказывать в Коломне что-то мешает.

Короче говоря, первый же «Стриж» прибыл в Санкт-Петербург с опозданием. Причиной стала поломка электровоза ЭП20 под номером 047. В этот раз у локомотива, якобы, оторвало реактивную тягу. Но ладно один электровоз — не прошло и часа, как по всей линии от Москвы до Санкт-Петербурга стали давать ограничения по скорости. Причина — повреждение путей, с выбросами колеи.

5. Повреждённый 2-й путь перегона Крюково — Поварово-I, 23.08.2020, фото laston4ik

Повреждённый 2-й путь перегона Крюково - Поварово-I

 

Причина все та же — виляния средней тележки на высоких скоростях. Официально электровозы ЭП20 «Олимп» шли под задачи МЖД, то есть со скоростями до 160 км/ч, при этом по документам как бы под 200. Но под реальные 200 км/ч шло всего несколько машин. В Дирекции тяги об этом помнили и на ОКТ кроме них ничего не попадало. А вот дальше случился переполох с новым скоростным поездом, в МСК ДТ об этом позабыли или переиначили на свой лад, то и понеслось! В первую же поездку выдали локомотив московской дирекции тяги, ЭП20-047.

6. Электровоз ЭП20-047 проследует резервом ст. Решетниково, 24.08.2020

Электровоз ЭП20-047 проследует резервом ст. Решетниково

 

В обратный начудивший электровоз возвращался неспешно, резервом. А скоростной «Стриж» проследовал под тягой легендарной Шкоды — электровоза ЧС200!

7. Электровоз ЧС200 с поездом «Стриж» проследует станцию Решетниково, 27.08.2020

Электровоз ЧС200 с поездом «Стриж» проследует станцию Решетниково

 

В настоящее время ЭП20-047 находится на испытаниях механической части на ЭК в Щербинке под компетенцией квалифицированных специалистов из ВНИИЖТа по заказу РЖД. Причиной этому явились неоднократные случаи вырывания гидромпферов с дальнейшими из этого вытекающими последствиями, способствующими созданию прямой угрозы безопасности движения. И имеются предпосылки утверждать, что после прохождения этих испытаний максимальная скорость электровозов ЭП20 будет ограничена 140 км/ч. Ранее это уже случилось с ЭП10 но, к сожалению, конструкторам НЭВЗа это уроком не послужило.

Тем более, что и ЭП20 разрушает за собой пути не впервые:
В границах линии Санкт-Петербург – Москва в период с 15 по 17 августа 2019 г. были зафиксированы случаи расстройства геометрии рельсовой колеи, что повлекло за собой сбои в графике движения поездов. При проведении анализа времени появления неисправностей геометрии рельсовой колеи и наложении временных интервалов на график движения поездов была выявлена закономерность появления расстройств пути после прохода скоростного поезда № 748 «Невский Экспресс» с локомотивом ЭП 20 №14. В период с 11 по 14 августа 2019 г. данный локомотив находился на внеплановом ремонте, до 11 августа данная машина эксплуатировалась на Горьковской железной дороге. В период с 15 по 17 августа 2019 г. машина ЭП 20 №14 в дневное время эксплуатировалась с поездом № 748 «Невский Экспресс» со скоростями движения до 200 км/ч по 2 главному пути, в ночное время машина эксплуатировалась с пассажирскими поездами со скоростью до 140 км/ч по 1 главному пути. После отцепки локомотива ЭП 20 № 14 от поезда № 748 появление расстройств геометрии рельсовой колеи на линии Санкт-Петербург – Москва прекратились.

По злой иронии или случайности, в прошлом году разрушения были на том же месте, что и в этот раз. Может действительно место подвержено оползням? И рано или поздно проезжает ЭП20 и наступает момент икс? Как бы то ни было, но целую неделю путейцы подсыпали балласт и рихтовали путь.

Сразу после происшествия в РЖД случился большой скандал, ведь поезд курирует лично Дмитрий Пегов, заместитель генерального директора ОАО «РЖД», отвечающий за вопросы пассажирского комплекса, уроженец Самары. А пока, с ОКТ убрали на неопределенный срок все электровозы ЭП20, оперативно выдав все имеющиеся ЧС200. Через неделю Дирекция Тяги сменила гнев на милость и разрешила водить «Стриж», но ограничила скорость — не более 180 км/ч.

Как показывает практика и время, уже 41-летний электровоз оказывается гораздо надёжней по работе и в первую очередь по механике, чем «современный».

 

8. Электровоз ЧС200-010 с фирменным поездом «Экспресс», перегон Сходня — Химки

Электровоз ЧС200-010 с фирменным поездом «Экспресс», перегон Сходня - Химки

 

Что бы там ни говорили, в отличие от ЧС200, для ЭП20 скорости в 200 км/ч — это не рабочий диапазон, а скорее опция для кратковременного использования. Согласно техзадания, электровоз для скоростных перевозок в режиме 180-200 км/ч почти на всём маршруте не проектировался и не планировался изначально к работе на ГХ Окт. Бесспорно, ЭП20 хороший электровоз, но не более. Всё что хорошее в нём, к НЭВЗу не имеет никакого отношения.

 

Вместо послесловия
РЖД сделало выводы и ограничило максимальную скорость электровозов серии ЭП20 180 км/ч.

9. Официальная телеграмма с разбором происшествия с электровозом ЭП20-047

Официальная телеграмма с разбором происшествия с электровозом ЭП20-047

 

Скорее всего это повлияет и на количество закупаемых машин.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>