Железнодорожная станция Клин – 170 лет истории | Октябрьская магистраль

Попробую немного отойти от фотографий железных дорог и немного углубиться в историю появления рельсового транспорта. С самого её истока — с приходом чугунки появлялись новые деревни, посёлки и даже города. Существующие поселения обретали совершенно иной статус, начинали стремительно развиваться.

Сегодня я хотел бы начать рассказывать об истоках появления железной дороги, на примере одной из очаровательных станций Октябрьской магистрали — Клину. Об этом населённом пункте, железной дороге и жизни людей.

Почему именно про Клин я собрался немало всего рассказать? Потому что этот город и станция является моей «малой Родиной», местом силы и притяжения, как говорят. Соответственно и рассказы планируются глубокими, прочувствованными.

вокзал станции Клин, Клин

 

Железнодорожная станция Клин – 170 лет истории.

В 2021 году станция Клин отметила юбилейную дату – 170 лет открытия регулярного сообщения по железной дороге из Петербурга в Москву. Железнодорожная станция в Клину появилась одновременно с открытием дороги.

1. Электропоезд ЭТ2М-047 «170 лет Российским Железным Дорогам» между платформой Фарфоровская и пост 5 км, перегон Санкт-Петербург-Товарный-Московский — Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский

Электропоезд ЭТ2М-047 «170 лет Российским Железным Дорогам» между платформой Фарфоровская и пост 5 км, перегон Санкт-Петербург-Товарный-Московский - Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский

 

Каждый город, область и край нашей страны по-своему уникальны, ровно как и уникальна железная дорога, проходящая по ним. Когда-то здесь с помпой встречали царские поезда, а в наши дни станция Клин осталась одной из немногих на Октябрьской железной дороге, сохранившая свой исторический облик. Как изменился город, что привнесла в городскую историю «железка», и как станция выглядит сегодня?

 

Почему станцию Клин построили далеко за городом?

В 1850 году в Клину появился новый для России вид транспорта – железная дорога, соединявшая обе столицы.

2.

История строительства Петербурго-Московской жд

 

До запуска сквозного движения между Москвой и Санкт-Петербургом оставалось ещё более года – оно началось 14 августа 1851-го, а открытие железной дороги для всеобщего пользования состоялось 1 ноября 1851 года (по старому стилю).

3. Памятная открытка «Привет с дороги», пользовавшаяся огромным спросом в станционных газетных лавках.

Памятная открытка «Привет с дороги»

 

Петербурго-Московская железная дорога даже спустя почти два столетия остаётся образцом прямолинейности, редчайшим в мировом строительстве. На старой открытке хорошо видна прямолинейность трассы Николаевской железной дороги, которая восхищала не одно поколение строителей. Здесь же указаны её крупнейшие станции. «Чугунка» оказалась на 60 км короче шоссе Петербург—Москва. В погоне за прямизной строители магистрали проложили рельсы без захода в попутные города. Вот так и вышло, что железнодорожная станция Клин оказалась далековато от города.

4. План города Клин 1873 года. Станция даже спустя четверть века находилась не просто за городом, а скорее в ближнем пригороде

План города Клин 1873 года.

 

Связала город со станцией новая дорога, её так и назвали – Новоямская улица, в пику Староямской, бывшей тогда частью Почтовой дороги из Санкт-Петербурга в Москву. А вскоре и город продолжил свой рост уже в сторону вокзала. Ведь при станции были созданы железнодорожные мастерские, а выгоды нового транспорта быстро оценили промышленники, построив вблизи станции новые производства.

5. Станция Клин, вид на северо-запад, 1864 год, фото Иосиф Казимирович Гофферт

Станция Клин в 1864 году

 

Но первые полвека станция жила своей, особенной жизнью, почти не связанной с городской. В Клину уже появилось газовое, а потом и электрическое освещение, а станция продолжала освещаться свечами – тянуть коммуникации от города было далековато.

Даже время на станции было своё – петербургское (вернее, время Пулковской обсерватории), и железнодорожные часы на 10 минут отставали от городских. Ведь в Клину время мерили по-московски.

Но город понемногу тянулся к станции. К концу XIX века здесь уже были фабричные предместья. А после революции железнодорожный вокзал окончательно вошёл в черту города.

6. Железнодорожный вокзал станции Клин, 1864 год, фото Иосиф Казимирович Гофферт

Железнодорожный вокзал станции Клин в 1864 году

 

Станция первого класса, по ошибке, в Клину

Комплекс станции Клин был заложен ещё с середины 1840-х годов. Здесь построили дополнительные станционные пути, круглое депо, по американской системе, с поворотным кругом в центре, разделённое на 18 паровозных стойл для стоянки и ремонта паровозов, водонапорная башня, мастерские и административный корпус. На станции удобные каменные пассажирские платформы, хорошо видны старинные семафоры. Вид у станции очень благополучный, ухоженный — таков был стиль дороги. Всё это можно увидеть и в наши дни, однако вернёмся мы к этому позже. А пока заглянем на #вокзал, где, с точки зрения путешественников, было сосредоточено всё самое главное.

7. Станция Клин в начале XX века, вид на северо-запад, фото Василий Андреевич Беликов

Станция Клин в начале XX века

 

В то время эти здания называли «пассажирским домом». А слово «вокзал» к железной дороге ещё не применялось («вокзал» происходит от «Воксхолл» (англ. Vaux Hall) – так назывался парк и увеселительное заведение в Лондоне, принадлежавшее в XVIII веке Джейн Вокс).

8. Вокзал станции Клин в начале XX века

Вокзал станции Клин в начале XX века

 

Здание вокзала построили в 1845—1848 годах по типовому проекту в русско-византийском стиле, с элементами флорентийской архитектуры («Брамантовы окна» с полуциркульным, арочным завершением, включённый в обрамление прямоугольного формата.), со скруглёнными торцовыми фасадами, обведёнными галереей на чугунных колоннах для выхода пассажиров к перронам и укрытия от непогоды.

9. Галерея на чугунных колоннах на старой платформе «из Москвы», в наши дни платформа более не используется. Точно такая же галерея есть и с другой стороны, на старой платформе «из Петербурга», фото в самом начале статьи

Галерея на чугунных колоннах на старой платформе «из Москвы» в Клину

 

Автор проекта всех промежуточных станций архитектор Рудольф Желязевич, профессор Императорской Академии художеств, действительный статский советник, соратник Константина Тона Все здания вдоль железной дороги возводились по единому генеральному плану, объединялись единым архитектурным замыслом и цветовой гаммой.

10. Внимание к деталям, всмотритесь в это старинное литьё!

Колоннада на станции Клин

 

Раньше, как можно увидеть на старых фотографиях, скаты поддерживались узорчатыми конструкциями, которые были утрачены во время войны. С наши дни их можно встретить разве что в Любани, да Малой Вишере

11. Чугунные капители навесов над платформами в Клину

Чугунные капители навесов над платформами в Клину

 

На железнодорожной магистрали, протянувшейся на 604 версты (644 км), устроили 34 станции. Из них, не считая конечные – Санкт-Петербург и Москва , три станции первого класса: Малая Вишера , Бологое и Тверь. Еще 4 станции, Любань, Окуловка, Спирово и Клин получили статус II класса.

12. Проекты зданий вокзалов. Клину полагалась куда более скромная постройка

Проекты зданий вокзалов Николаевской жд

 

Вокзалы на станциях разных классов хоть и имели схожие черты, но отличались своими размерами. В станции I класса 21 оконный проем по протяженному фасаду, с обоими закруглёнными торцами, а в вокзале станции II класса торец был закруглен только с одной стороны, а оконных проемов было только 14. Правда есть одно исключение: внимательный пассажир сможет насчитать 21 одно окно и на станции II класса Клин. Удивительно, но в Клину, по ошибке, был построен вокзал для станции классом выше. Ошибку заметили слишком поздно, когда достроить здание оказалось дешевле, чем сносить лишнее и перестраивать оставшееся.

В архивах сохранились сведения, что Главный управляющий путями сообщения и публичными зданиями, генерал-адъютант, граф Павел Клейнмихель будучи потомственным воякой без художественного образования, в порыве излишнего рвения сам прорисовал несколько архитектурных элементов вокзала, поэтому здание получилось уникальным в плане слияния архитектурных стилей. Сам Император Николай I весьма ценил генерал-адъютанта за подобную исполнительность, иногда выходящую за рамки разумного.

13. Интерьер зала ожидания вокзала в Клину

Интерьер зала ожидания вокзала в Клину

 

К. Тон предложил в пассажирских зданиях при станциях 1 и 2 класса полы на галереях и в залах выстлать изразцами, сделанными из глины на фабрике Г. Клейна в С.-Петербурге. Стены и сводчатые потолки внутри оштукатурены. Печи в общих залах унтермарковские, круглые, в железных футлярах, а в прочих – голландской работы, израсчатые. Вокзал состоял из трёх больших частей: общие залы, дамские комнаты, отделения для кассирской выручки и багажа, и Императорских комнат. Для их отделки использовались драпировки, ценные зеркальные стёкла в пяти окнах, бумажные цветочные обои с золочеными багетами для стен, дубовый паркет и метлахская плитка для пола. Скульптором Павлом Катоцци изготовлены мраморные камины.

Здание вокзала построили между двумя главными путями, как бы на острове. Длиной 115 метров. А со стороны города перед станцией был разбит сквер, в котором по воскресеньям играл оркестр.

14. Железнодорожный сад при станции Клин, начало XX века, фото Василий Андреевич Беликов

Железнодорожный сад при станции Клин в начале XX века

 

Инженер Штукенберг, участвовавший в строительстве железной дороги, писал о вокзалах для промежуточных станций: «пассажирские здания первого и второго классов построены очень солидно – всё камень, кирпич и чугун; потолки при ширине помещений внутри в шесть сажен, покрыты смелыми и красивыми сводами; галереи на чугунных колоннах, дебаркадеры гранитные, вообще вид зданий грандиозен».

Цоколь выполнили из белого камня, а стены – из красного кирпича, изготовленного на Хвастовском заводе. Толщина стен была в три кирпича, а своды в больших залах в два с половиной кирпича. Снаружи здание оштукатурили. Крышу и галереи покрыли листовым железом и окрасили масляной краской. Пол на галереях сначала уложили асфальтом, но позже, по предложению главного архитектора железной дороги Константина Тона, в пассажирских домах I и II класса полы на галереях и в залах выстлали изразцами, сделанными на фабрике Клейна в Санкт-Петербурге.

Стены и сводчатые потолки внутри также оштукатурили. Внутренние окна и двери были изготовили из сосны, наружные – из профилированного дуба. Отапливался вокзал печами. В общих залах стояли круглые в железных футлярах унтермарковские печи, а в других помещениях – голландские, в изразцах. Вообще вокзал славился богатой отделкой – полы из метлахской плитки, хрустальные люстры, солидные оконные переплёты.

На этом, пожалуй, попробуем сегодня остановиться, поскольку интересного ещё много. Всего сразу не объять.

 

Другие части цикла. Зайдите, пожалуйста, если ещё не читали:

 

А так же:

  • Железнодорожная станция Решетниково — 170 лет истории

Буду несказанно рад увидеть в комментариях ваши отзывы, вопросы, предложения и особо мечтаю встретить местных жителей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>