Я уже рассказывал о дачных местах современности, о том, как ездит на загородные резиденции наш президент. Даже удивлялся, что сто лет тому назад паровозы ехали чуть ли не быстрее новомодных Ласточек. Теперь пора взглянуть и на пассажиров поездов.
Со второй половины XIX – начале XX века старинный город Клин и его окрестности стали одним из любимых мест дачного отдыха интеллигенции. Немалая «вина» в этом лежит на построенной в 1851 году Николаевской железной дорогой прошедшей через город. Путь в подмосковные усадьбы стал намного быстрее и проще.
Очевидно, что сразу после появления поездов земля близ «чугунки» подорожала, и в Подмосковье стали селиться состоятельные жители Москвы, выкупая земли под многочисленные дачи. Кстати, в чеховской пьесе «Вишнёвый сад» Лопахин именно это предлагает Раневской: имение продать, а землю отвести под дачи. И уже совсем скоро Московскую губернию не называли иначе, как «губернией дачников». Бесконечные ряды посёлков тянулись на протяжении всего следования поездов. Впрочем, и сегодня это во многом осталось так же.
Чехов здесь упомянут неслучайно. Есть интересная версия, высказанная одним историком, что именно железные дороги оказались главным фактором превращения газетного фельетониста в известного писателя. Мол, чеховские рассказы издавались небольшими сборниками, которые продавались на вокзалах в пристанционных книжных киосках. Пассажиры, собиравшиеся на дачу, покупали такую книжечку, читали во время пути, потом она валялась где-нибудь в гамаке и её успевали прочесть другие жители дачи, соседи, гости – и в итоге имя писателя Чехова становилось известно всем!
Так вот, первые лавки по торговле книжной продукцией на железнодорожных вокзалах появились именно в нашей «губернии дачников»! А дело, оказывается, складывалось непросто. Николаевская дорога стала первой, где разрешили торговать книгами в специальных киосках, это случилось в 1875 году. Но тут уже забеспокоился тогдашний министр внутренних дел Тимашев, дескать, если разрешить торговать на вокзалах любыми книжками, они скоро станут источниками распространения всякой революционной и запрещённой литературы. Поэтому уже через год, в 1876 году, вышло несколько циркуляров МВД об ограничении книжной торговли на железнодорожных магистралях и проверке благонадёжности ответственных за неё лиц. Заключались они в следующем: на вокзалах книжная торговля осуществлялась только в специальных киосках и любое должностное лицо, будь то работник станции или полицейский чин, мог беспрепятственно и в любую минуту заглянуть в такой ларёк и проверить ассортимент продаваемой литературы на предмет её благонадёжности.
Кроме отечественных книг, продавались и некоторые иностранные издания. Свежие номера доставлялись почтовыми поездами прямо из Европы – более быстрого способа доставки тогда ещё не существовало. В дореволюционной литературе и мемуарах часто можно встретить упоминания о том, как за свежими иностранными газетами люди ездили на вокзалы!
Что же касается книг, министерством был определен список из 859 позиций, разрешенных к продаже на вокзалах. Он включал в себя произведения известных мастеров отечественной и мировой беллетристики, а также сочинения по различным отраслям знаний, в том числе философские сочинения. Список не очень, даже для тогдашней избирательной публики.
Книжную лавку держал и уже упомянутый Василий Андреевич Беликов, ставший участником Товарищества по распространению книг на вокзалах, созданного владельцем крупнейшей российской газетной и книготорговой фирмы А. Сувориным. С синематографом у него не сложилось, а вот продажа печатных изданий позволяла ему обеспечивать расходы и на своё фотографическое хобби. Которое тут же окупалось, известно, что Суворин переиздавал фотоснимки Беликова не менее 40 раз.
Заодно, удалось сделать ассоритмент куда более понятным любому пассажиру. Теперь уже никто не требовал, чтобы на вокзалах продавали исключительно классику и философские сочинения. Вокзальные книжные ларьки стали предлагать покупателям самые разнообразные издания – детективы в мягкой обложке, лубочные книжки для малограмотных (напоминавшие нынешние комиксы), путеводители, самоучители иностранных языков. В том числе в киосках продавались недорогие издания новых книг всех популярных российских писателей.
Хотя в недавно опубликованной биографии самого Суворина сообщается, что самым большим спросом в книжных ларьках на вокзалах пользовались два товара: сборники, в которых были собраны популярные народные песни, и… красиво оформленные почтовые открытки с надписью «Привет с дороги». «Нет, не скучно пассажиру ехать по железной дороге».
1. Одна из тех самых дорожных открыток. Были и специально изданные для всякого железнодорожного направления
Самый знаменитый клинский дачник, имя которого в первую очередь приходит на ум, когда слышишь название города – Петр Ильич Чайковский.
«Нужно ещё прибавить, что я к Клину, сам не знаю как, ужасно привязался и не могу себя представить в другом месте», – писал композитор Н.Ф. фон Мекк. Русская природа и сосредоточенная размеренная загородная жизнь были ему необходимы для творчества. Сначала он выбрал соседние с Клином усадьбы: Фроловское и Майданово, а потом переселился в большой, красивый и удобный дом на окраине Клина возле Петербургского шоссе.
2. Дом композитора П.И. Чайковского в Клину. Фото Василий Андреевич Беликов
«Клинский период» – это почти девять лет жизни и творчества Чайковского. Это годы достижения наивысшего расцвета мастерства композитора, создания произведений, вошедших в мировую музыкальную сокровищницу.
Шёл 1885 год… К этому времени Петр Ильич стал уже известным композитором. К нему тянулись многие молодые музыканты, авторитет его в Русском музыкальном обществе и консерватории был очень высок. Постановки на петербургской сцене опер «Орлеанская дева», «Мазепа» и особенно «Евгения Онегина», имевшего блестящий успех, вызвали повышенный интерес к творчеству Чайковского. Концертные исполнения его симфонических и камерных произведений, постановки опер, издательские дела призывали композитора то в Петербург, то в Москву. После ухода из Московской консерватории в 1878 году основным местом пребывания Чайковского стала Каменка на Украине, где жила его сестра А.И. Давыдова с семьей. Приезжая в Москву, Петр Ильич вынужден был останавливаться в гостиницах. Потребность быть «хоть где-нибудь у себя дома» зрела в композиторе уже несколько лет. Не владея капиталом, необходимым для покупки усадьбы, Чайковский искал возможность арендовать на длительный срок подходящее помещение в таком уголке, где все окружающее создавало бы условия, необходимые для творчества. Именно эта потребность и привела Петра Ильича к решению жить вне города. Слуга его Алексей Софронов, уроженец Клинского уезда, нанял дом в селе Майданове под Клином, в имении Новиковой, расположенном вблизи города. Это несомненно имело значение для композитора: Клин стоит на железной дороге Москва – Петербург, отсюда в любой день можно было поехать в одну из столиц. И близко, но и не рядом.
После годичной жизни в Майданово, Чайковский поселился в Клину, в доме, находившемся тогда в одной версте от города, у шлагбаума. Брату Анатолию он сообщил: «Я нанял дом в Клину для будущего житья… Из дома чудесный вид и при нём сад весьма достаточный». «Здесь я гораздо больше у себя, а прогулок очень много и весьма удобно, ибо я живу на самом шоссе, так что и в дождь гулять могу не утопая в грязи», – писал он Ф. Г. Конради.
3. Ворота усадьбы композитора П.И. Чайковского в Клину, выходящие на Петербургский тракт. Сегодня это почти центр города, а в то время километр от городских ворот.
Когда кончались часы, отданные творчеству, Петр Ильич после обеда отправлялся на большую прогулку. Доходил и до Ямуги, за Щапово, знал, что такое Никитский ключ у платформы Фроловское. Страстный грибник, он знал все грибные места и приносил с прогулок множество белых грибов. За восемь лет композитор прекрасно изучил окрестности Клина. Любил Чайковский по вечерам ходить «на линию» смотреть, как проходят курьерские поезда.
Щедрые чаевые сделали его очень популярным среди окрестных извозчиков.
«…По дороге из Москвы в Клин Чайковский часто выходил из поезда на станции Подсолнечная подышать свежим воздухом. Здесь всегда было скопление извозчиков, и как-то один из них подошёл к Чайковскому:
– Садись, барин, довезу! Погода-то какая…
– А в самом деле, – поддался на уговоры Чайковский, – вечер хороший.
Всю дорогу хитрый извозчик, смекнув, что барин добрый, жаловался на жизнь и плёл небылицы о постоянном безденежье… Чайковский, разжалобившись, дал пройдохе, который рассчитывал получить копеек двадцать, целый четвертак (25 рублей) со словами:
– Купишь себе мерина.
Извозчик обомлел, кинулся чудаку-барину в ноги и чуть ли не до крыльца полз за ним на коленях и всё благодарил.
После этого случая извозчики Чайковскому проходу не давали…»
4. Станция Подсолнечная в 1900 году. Фото Василий Андреевич Беликов
Рядом с Клином было множество дачных мест, которые образовывались на основе богатых старинных дворянских усадеб. Одним из таких мест была усадьба Демьяново. Это место стало целым дачным поселением, созданным московским адвокатом В.И. Танеевым, установившим особые порядки и уклад жизни в старинной усадьбе Колычевых-Полторацких-Мертваго. В Демьянове жили великий русский ученый-физиолог К.А. Тимирязев, художник А.М. Васнецов, композитор М. Гнесин, юный Александр Скрябин, математик Н.В. Бугаев и другие. «Район Николаевской железной дороги, – сколькие из детей «рубежа», позднее встретившихся, проводили детство рядом: под Крюковым рос мой друг С.М. Соловьёв, около Поваровки живал другой друг, А.С. Петровский; около Подсолнечной – Блок; около Клина – я. Кто мог сказать, что в один из периодов пути этих людей остро скрестятся…», – писал об этом времени поэт Андрей Белый, проводивший летние сезоны в Демьянове.
5. К сожалению, богатая в прошлом усадьба в Демьяново переживает не лучшие дни. Но будем надеяться на восстановление и превращение хоть в офисный центр, хоть в торговый.
Конечно, наивно полагать, что когда-нибудь здесь снова закипит жизнь всё таки это охраняемое место и дачи невозможны даже при излишне вороватых чиновниках. Но погулять по парках упомянутых усадеб рекомендую всем своим читателям!
Спасибо за внимание, друзья. Продолжение следует…
Другие части цикла. Зайдите, пожалуйста, если ещё не читали:
- Железнодорожная станция Клин – 170 лет истории
- История вокзала станции Клин
- История железнодорожного училища в Клину
- Железные дороги в годы Первой мировой войны
- Революционные истории станции Клин
- Станция Клин во время войны
- Станция Клин – от послевоенных лет до начала XXI века
- Станция Клин сегодня
- Железнодорожная ветка Клин — Высоковск
- Железнодорожная станция Решетниково — 170 лет истории
Буду несказанно рад увидеть в комментариях ваши отзывы, вопросы, предложения и особо мечтаю встретить местных жителей.
Понравилось — ставьте палец вверх!
Подпишитесь на канал — буду радовать новыми историями.
Добавить комментарий