История вокзала станции Клин | Октябрьская магистраль

В прошлой публикации, посвященной постройке небольшой станции в Клину, я обмолвился о некоторой удивительной ошибке с чертежами, из-за чего был построен вокзал куда больший, чем полагалось и сейчас настал черёд рассказать о нём, а также других удивительных постройках.

станция Клин часовня

 

А что же было на вокзале?

Конечно, там были залы ожидания для пассажиров 1-го, 2-го и 3-го классов. А ещё кассовое, багажное и телеграфное отделения, буфет, кухня. Почти до середины прошлого столетия пассажиры проходящих через Клин поездов успевали за время стоянки пообедать на станции. А чтобы поезд не ушёл без пассажиров, звонком в вокзальный колокол давался предупредительный сигнал. В то же время служитель звонил в ручной колокольчик в помещении буфета.

1. План помещений вокзала станции Клин. Ещё на стадии проектирования дороги учитывалось даже количество необходимой мебели для каждого вокзала.

План помещений вокзала станции Клин

 

Учитывая время хода поезда даже между станциями I и II классов (примерно 90 километров) в 3-4 часа, наличие столовых было важно. Станции на которых имелись заведения общепита даже отдельно отмечались в расписаниях. Для пассажиров попроще, были устроены «Кубовые для кипятку», где можно было набрать горячей или холодной воды.

Любопытно описание одного из вокзалов французским путешественником Готье*, составленное в 1858 г. (Теофиль Готье – французский писатель и путешественник, который провел много времени в России на рубеже 1850-1860 гг. и оставил весьма интересные записки о быте того времени. С достоверностью там не всегда всё в порядке, но сам взгляд француза на русский быт очень интересен.)

«Здешний обед – это разноплеменное пиршество, на котором говорят на большем количестве языков, чем у Вавилонской башни. Широкие сводчатые оконные проемы с двойными стеклами с двух сторон освещали зал, где был накрыт стол и где царила приятная тепличная температура, в которой веерные пальмы, тюльпанные деревья и другие растения тропических стран уютно расправляли свои широкие листья. Стол был накрыт роскошно: с серебряными приборами и хрусталём, над которыми возвышались бутылки всевозможных форм и происхождения. Здесь были все лучшие марки вин. Длинные бутылки рейнских вин высились над бордосскими винами, а также все знаменитые марки английского пива. Кроме щей, кухня (не стоит и говорить об этом) была французской, и я запомнил одно жаркое из рябчика, которое сделало бы честь Роберу. Официанты в чёрных фраках, белых галстуках и белых перчатках двигались вокруг стола и обслуживали с безумной поспешностью.»

 

2. Буфет на станции Клин, фотография из фондов Краеведческого Музейно-Туристического Центра Клина

Буфет на станции Клин

 

«Построенные по единому плану станции великолепны. В их архитектуре удачно сочетаются красные тона кирпича и белый камень. Но тот, кто видел одну из них, видел их все. Опишу ту, где мы остановились на обед. У этой станции есть своя особенность: она стоит, как церковь Святой Марии на Странде, не у края дороги, а между линиями рельсов. Железная дорога обвивает её своими лентами, и здесь встречаются, не мешая друг-другу, поезда, идущие из Москвы и из Санкт-Петербурга. Оба состава выплёскивают на перрон справа и слева своих пассажиров, которые садятся обедать за одни и те же столы.»

 

3. Публика за обедом на железнодорожной станции Петербурго-Московской ЖД

Публика за обедом на железнодорожной станции Петербурго-Московской ЖД

 

В Московском крыле вокзала расположились отделение для кассирской выручки. В отдельном здании (деревянный багажный сарай) осуществлялся приём багажа, рядом находились деревянные туалеты.

4. Вид на станцию Клин со стороны Москвы, фото Василий Андреевич Беликов

Вид на станцию Клин со стороны Москвы

 

В Петербургском крыле вокзала, в полуротонде находилось императорское отделение – пять «царских комнат» для пребывания лиц императорской фамилии во время их поездок железной дорогой. Вход в царские покои предваряло каменное крыльцо. А перед ним был разбит миниатюрный садик для пассажиров.

5. Цветник и мост через железнодорожные пути у северного крыла вокзала. Да, раньше пешеходных мостов было несколько. Фото Василий Андреевич Беликов

Цветник и мост через железнодорожные пути у северного крыла вокзала в Клину

 

«Царские комнаты» предназначались не столько для отдыха, они скорее играли роль представительных учреждений. Здесь планировалось устраивать торжественные церемонии по случаю приезда лиц императорской фамилии, проходили встречи с главами города и представителями общественности. В интерьере были использованы драпировки, цветные и зеркальные стёкла, дубовый паркет для пола, мраморные камины, изготовленные итальянским мастером Катоцци. Стены покрывали цветочные обои с золочёными багетами. Двери сделаны в Петербурге на заказ столярных дел мастером Гассе.

К сожалению, за короткий период оккупации во время войны, императорские комнаты были разрушены, и так и не были восстановлены. Однако интерьеры того времени можно увидеть в Твери, где их не так давно восстановили во время реконструкции вокзала. Сегодня они являются частью музейной экспозиции. Кстати, это единственные восстановленные «императорские комнаты» на пути из Петербурга в Москву. На станции II класса Спирово сохранилось помещение и некоторые элементы мебели, но его отделка была утрачена.

По правую руку от выхода с моста стоял одноэтажный кирпичный дом, крытый двускатной крышей, — это была железнодорожная казарма, где жили рабочие — путейцы. Частично этот исторический дом сохранился, в виде фасадной стены, ставшей частью одного из привокзальных торговых центров. Сегодня в нем расположилось кафе быстрого питания.

 

6. Остатки железнодорожной казармы при станции Клин, встроены в торговый центр

Остатки железнодорожной казармы при станции Клин

 

А вот располагавшийся здесь же, на привокзальной площади железнодорожный сад пал жертвой коммерции несколько лет назад. На его месте вырос ещё один магазин. Прежде, в нем очень любили гулять горожане. В хорошую погоду и путешествующим можно было не спешить и при случае отдохнуть в этом саду. Здесь звучала музыка духового оркестра. Тут же работал и местный буфет, где можно было отдохнуть за столиком.

 

7. Железнодорожный сад рядом со станцией. В наше время примерно на этом месте находится линия касс одного сетевого магазина. Фото Василий Андреевич Беликов

Железнодорожный сад рядом со станцией Клин

 

В комплекс станционных построек так же входила Богородицкая часовня, построенная в 1866 году настоятелем Троицкого собора протоиереем Сергием Модестовым (ширина — 4,3м, длина — 2,2 м., высота — 2,3 м. Часовня была выкрашена в желтый цвет и покрыта железом, выкрашенным зелёной масляной краской. Снаружи и внутри оштукатурена. Имела два окна, подоконники из белого камня, дверь и иконостас длиной 3,5 м, высотой — 2,1 м. Часовня (как и Иверская на Советской площади) была посвящена чудесному избавлению императора Александра Николаевича от угрожавшей ему опасности при покушении на него в апреле 1866 г. террориста Каракозова. Относилась она к Троицкому собору. В 1885 году в неё перенесли чтимый образ Пресвятой Богородицы, именуемый Клинским. До этого икона находилась в зале ожидания вокзала. История появления клинской иконы весьма загадочна. Осталось предание, что она была написана за одну ночь неизвестным пассажиром в зале ожидания железнодорожного вокзала в Клину. Это было накануне крушения поезда, в котором ехал император Александр III с наследником престола царевичем Николаем и всей своей семьей. Неизвестный художник просил людей в эту ночь молиться перед иконой. Как известно, после крушения поезда семья императора осталась невредима. А иконописца с тех пор никто не видел. Первоначально образ находился в зале ожидания вокзала Для него был сделан большой киот, перед которым горела неугасимая лампада. В 1885 году икону перенесли в Богородицкую часовню.

8. Крытый железнодорожный переход и часовня. Фотография В.А. Беликова

Крытый железнодорожный переход и часовня на станции Клин

 

Образ написан на деревянной доске масляными красками. Удивительно искусно выписаны оба лика. Они всегда производят сильное впечатление на молящихся. Письмо очень тонкое, в стиле академической школы иконописи 2-й половины XIX века. В скором времени после написания икону одели в ризу, сделанную с большим вкусом и украшенную дорогими камнями.

Один раз в году, в день празднования Тихвинской иконы Божией Матери 9 июля (26 июня по старому стилю) в привокзальной часовне служились молебны.

9. Часовня при станции Клин в процессе восстановления, ноябрь 2018

Часовня при станции Клин в процессе восстановления

Как объект религиозного культа, часовню закрыли в 1930 году. После этого в ней обустроили кассы для продажи железнодорожных билетов. Здание часовни было разрушено в 1979 году. А икону удалось спасти, её перенесли в Скорбященский храм, где она и находится в настоящее время. В 2018 году начато восстановление часовни, возможно она распахнёт двери уже в этом году.

10. Август 2020. Работы практически завершены

Часовня при станции Клин в августе 2020

 

Синематограф… в депо!

Как вы можете видеть, в отчёте использовано множество фотографий, сделанных в начале XX века известным фотографом Василием Андреевичем Беликовым. До нашего времени сохранилось множество сделанных им фотографий Клина, давно ставшие историческими визитными карточками города. Фотокарточки несколько раз переиздавались в Твери, издательством Суворина, под его же началом, в Твери, некоторое время Беликов держал книжный магазин. Но всё же основной доход Беликову обеспечивала писчебумажная лавка и фотоателье (фотография) в Клину.

 

В январском номере 1908 года журнал «Светопись» сообщал об открытии в Москве «ряда кинематографических театров» — на Театральной площади («Континенталь»), в Столешниковом переулке («Одеон»), на Малой Дмитровке («Фарс») и других. Новый вид искусства быстро завоёвывал популярность; в конце концов им увлёкся и В. А. Беликов, решивший открыть синематограф в родном Клину. 23 августа 1911 года он пишет начальнику 8-го отделения железнодорожной станции Клин письмо с прошением о разрешении устроить подобное заведение в здании при паровозном депо, чтобы уже в зимний сезон 1911/1912 годов начать показывать фильмы. Процент с дохода предполагалось отчислять одному из клинских учебных заведений. Помещение к тому моменту успели практически полностью приспособить под кинотеатр — устроили печное отопление и освещение, оснастили сцену, спланировали потоки зрителей. Прошение В. А. Беликова «с двумя гербовыми марками по 70 коп. и каталогом картин» ходило по инстанциям долгие девять месяцев. Все ответственные лица дали согласие, оставалось дождаться одобрения специальной комиссии. Ожидание затягивалось. Наконец 16 марта 1912 года сами служащие станции, желая ускорить принятие окончательного решения, направили в Строительное отделение Московского губернского правления просьбу: «Сеансы предполагались на Пасхальной неделе, не откажите в командировке техника в конце этой недели или в первых двух днях следующей». Просьба была удовлетворена, и 21 марта в Клин выехал специалист. Дорога была ему оплачена, он освидетельствовал здание депо и отметил в рапорте: «Я никаких препятствий к открытию сеансов в этом помещении не усматриваю». Однако официальное разрешение на «устройство кинематографических сеансов в здании бывших товарных мастерских при депо станции Клин» пришло только 21 мая 1912 года. Пропустив из-за бюрократических проволочек зимний сезон, В. А. Беликов, видимо, обиделся на чиновников и получать документ «категорически отказался». А тем временем, летний синематограф удалось организовать конкурентам Василия Андреевича – Клинскому пожарному обществу.

Ю. Ю. Малашенко Светопись и синемтограф // Московский журнал. №7. 2019. С. 73.

 

11. Внутренний дворик в останках Круглого паровозного депо на станции Клин

Внутренний дворик в останках Круглого паровозного депо на станции Клин

 

Впрочем и Беликов немного позже устроил свой кинотеатр в Клину, но совсем в другом месте, никак уже не связанным с железной дорогой.

Скоростной рекорд

Николаевская железная дорога создавалась прежде всего как скоростная магистраль. Именно на ней были поставлены все первые отечественные рекорды скорости поездов. Первый европейский рекорд скорости локомотивного хода был установлен всего через два года после открытия регулярного движения по магистрали – в 1853 году, и именно по эту сторону от Бологое! Экспериментальный поезд пролетел между столицами всего за 12 часов, из которых находился в движении 10 часов 40 минут. На ряде перегонов, скорость достигала 125 км/ч, вполне современный показатель! Перекрыть этот рекорд удалось только в 1913 году. Тогда опытный поезд от Петербурга до Москвы домчался за 7 часов 59 минут.

Официальное открытие дороги состоялось в ноябре 1851 года. За три дня до царского проезда дорогу подвергли последнему испытанию По ней перевезли два батальона Семёновцев и Преображенцев. Гвардейцы прибыли в Москву без всяких происшествий. Проведя окончательные испытания, наконец, решились пустить царский поезд.

«Случайные спутники из народа, – писал очевидец – объясняли движение поезда тем, что бесовскую силу зачурали в котле, что ей выхода нет и она поневоле работает. Даже ходила поговорка: «До чего народ доходит – самовар в упряжке ходит!». На пути и на станциях, и в особенности около селений, стояли по сторонам дороги толпы зевак. У одной из многочисленных деревень три старые бабы, махая руками, неистово кричали и кривлялись в какой-то дикой пляске, желая напугать и прогнать беса. Собаки из деревень забегали на путь впереди поезда, облаивая его как лошадей, некоторые из них попадали под колёса, других же отбрасывало метельником паровоза».

Другие части цикла:

Спасибо большое за внимание! Дальше будет ещё интереснее.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>