Железные дороги в годы Первой мировой войны | Октябрьская магистраль

1 августа 1914 года Германия объявила войну России, и Российская Империя была вынуждена вступить в войну, развернувшуюся сразу на нескольких фронтах. Необходимость в оперативном перемещении войск и тылового обеспечения повлекла реконструкцию и строительство новых железных дорог. Николаевская дорога в начале XX века, как и всегда, непрерывно реконструировалась и усиливалась, встретив войну в полной готовности.

Октябрьская магистраль в начале XX века

 

В армию призвали чуть ли не половину всего мужского трудоспособного населения европейской части страны. Разумеется, что парк пассажирских вагонов просто не был рассчитан на такие масштабы в перевозках, поэтому ля перевозки солдат в кратчайшие сроки были переоборудованы крытые товарные вагоны. Советская пропаганда не преминула воспользоваться этим историческим фактом в свою пользу. В периодике и художественной литературе постоянно писалось, что солдаты Русской Императорской армии ездили исключительно в товарных вагонах. Но, на самом деле, вагоны для солдат были весьма неплохие с весьма приличными условиями.

1. Интерьер товарного вагона переоборудованного под перевозки солдат Русской Императорской армии

Интерьер товарного вагона переоборудованного под перевозки солдат Русской Императорской армии

Разумеется, врачи и средний медперсонал тоже были мобилизованы на фронт.

Довольно быстро железнодорожники империи стали приспосабливаться к хозяйственно-бытовым реалиям новой войны, которая охватила невиданные до того по численности армии. Оперативно были созданы образцы, и буквально в первом полугодии военных действий стали массово переоборудоваться из обычных вагонов такие специальные единицы, как передвижные бани, вагоны-прачечные, поезда-столовые, санитарные поезда, склады медикаментов и прочие.

1.

Санитарный поезд во времена Первой Мировой войны

 

Оснащены они были по последнему слову тогдашней техники. При осмотре офицерского вагона военно-санитарного поезда у поэта Гиляровского В. А. родились следующие строки:

Чудо-вагон!
Здесь для героев и отдых, и сон,
Раны бойцам перевяжут умело,
Ласково встретят, удобство дадут…
Слава создавшему этот приют
Слава и тем, что себя отдают
На милосердное дело!

Раз уж мы затронули поэтическую тему, нелишне будет и упомянуть, что на один из них, в январе 1916 года, «с высочайшего соизволения» и благодаря хлопотам друзей, получил назначение ещё неизвестный никому Сергей Есенин, как и все призванный на войну.

2. Военно-санитарный поезд №143. На переднем плане солдат-санитар С. Есенин

Военно-санитарный поезд №143. На переднем плане солдат-санитар С. Есенин

 

Военная служба Есенина с момента призыва продолжалась почти год: с 25 марта 1916 года по 20 марта 1917-го.

 

«…Война мне всю душу изъела.
За чей-то чужой интерес
Стрелял я в мне близкое тело
И грудью на брата лез.

Я понял, что я – игрушка,
В тылу же купцы да знать,
И твердо простившись с пушками,
Решил лишь в стихах воевать.

Я бросил мою винтовку,
Купил себе «липу», и вот
С такою-то подготовкой
Я встретил семнадцатый год.

Свобода взметнулась неистово.
И в розово-смрадном огне
Тогда над страною калифствовал
Керенский на белом коне.

Война «до конца», «до победы».
И ту же сермяжную рать
Прохвосты и дармоеды
Сгоняли на фронт умирать.

Но все же не взял я шпагу…
Под грохот и рев мортир
Другую явил я отвагу —
Был первый в стране дезертир…»

«Анна Снегина» , 1925г.

 

Кстати, для многих читателей, которые специально не интересовались историей санитарных поездов, понимание их работы на фронте может прийти из кинематографа. Был целый фильм «На всю оставшуюся жизнь…» Наверное, это звучит странно, учитывая специфику кино, но в целом фильм очень правдиво показывает боевой путь обычного санитарного состава.

3.

Санитарный поезд в годы Первой Мировой войны

 

Учитывая протяжённость фронта и огромную территорию страны, основным средством эвакуации раненых и больных, как на фронте, так и во внутренних районах страны, стал железнодорожный транспорт. К августу 1914 года через Москву проходило до 6-8 тысяч больных и раненых фронтовиков в день. На специально оборудованных распределительных пунктах прибывавшим раненым давали возможность отдохнуть не менее суток, после чего более 75% больных распределяли по территории губерний Московского эвакуационного района. Для размещения раненых выделялась часть коек в земских участковых больницах, при фабриках, в зданиях общественных учреждений, в частных домах состоятельных горожан. На усадьбах и крупных дачах Подмосковья, находящихся вне городской черты чаще всего размещались лазареты III разряда для послеоперационного восстановления раненых и больных солдат. Согласно общей статистике Справочника, к 1 ноября 1914 года земствами Московской губернии были организованы 669 госпиталей на 21.238 кроватей. В целом больные составляли 65% против 35% раненых.

4.

1914 - Воинский эшелон

 

Станция Клин – всего лишь маленькая точка на географической карте, но все события, происходившие в нашей стране, находили своё отражение и в его истории. Некоторые из них являлись своеобразными «рубежами», отделяющими один период его развития от другого. Причём, отличаясь друг от друга, они в то же время составляли единое и непрерывную нить в истории города, уникальную, неординарную…

Спасибо за ваш интерес, друзья! Хорошего настроения и до скорых встреч.

Другие части цикла:

  • Революционные истории станции Клин
  • Станция Клин во время войны
  • Станция Клин – от послевоенных лет до начала XXI века
  • Станция Клин сегодня

 

А так же:

  • Железнодорожная станция Решетниково — 170 лет истории

Впереди еще много интересного!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>