Время летит незаметно, всё вокруг умножая на 0. Окружающий мир в ответ постоянно меняется, всякий раз представая в новом свете, одно поколение сменяется другим. Постепенно, заслышав знакомые слова, начинаешь ощущать себя олдфагом, узнавая их новое значение. Недавно переданные в Лобню электропоезда ЭР2Р-7080, ЭР2Т-7120, ЭР2Т-7190 не вызывают никаких эмоций у пассажиров даже Ленинградского направления, а кругляк в современной интерпретации и вовсе стал означать круглобуферный ВЛ10.
Однако сегодня речь сегодня пойдёт совсем не об этом. Просматривая архивы решил поведать об одной из ранних вылазок, ещё с цифромылкой от Pentax. Хотя с момента поездки прошло почти 4 года, именно сейчас фотографии и объекты на них «дозрели» и будут весьма кстати. Для нетерпеливых отмечу, что в отчёте будут и «кругляки» и ЭР2Т-7190 и многое другое. Впредь, вперемешку буду выкладывать архивы и фотографии с новых поездок.
В самом начале 2011 года, появились слухи, что на Октябрьскую железную дорогу ожидаются поставки новых ЭД4М, что означало списание аналогичного количества стареньких электропоездов серии ЭР2, тех самых TRUE «кругляков». Если переменнотоковым заповедником старины является Нижний Новгород, то Ленинград, по праву может считаться , его самым настоящим постояннотоковым аналогом. А тут как раз новогодние каникулы, пить надоело, делать нечего есть много свободного времени, отчего бы и не съездить? Поделился мыслями с Игорем Шихаревым, он настолько проникся идеей поездки в Петербург, что не выдержал и умчался тем же вечером, поехав исследовать Приозёрское направление Финбана. Я к Гарику на поезд никак не успевал, решил ехать на следующий день, а заодно определиться с направлением, которых в Питере пруд пруди. Петербуржцы в переписке советовали ехать на Балтийский вокзал, дескать именно там кругляков больше всего. Но вокзал один, а направлений с него три: на Лугу, Веймарн и Калище. Просмотрел фотографии других фотографов, карты, расписания, долго колебался, но в итоге было решено поехать в окрестности платформы Мартышкино.
Сказано — сделано! Спустя сутки уже ехал в любимом поезде №064А «Две столицы». В районе Вышнего Волочка встречаемся с Гариком Ямугским, возвращавшимся с Петербурга обратно, ещё полпути и мои ноги ступают на перрон Мосбана. Метро уже открылось, но пока не спешу в его недра, останавливаюсь в переходе у неприметной, но вполне рабочей розетки и пополняю заряд телефона, разрядившегося в пути. Тридцати минут вполне достаточно, теперь можно и на Балты, но ещё очень темно, для начала выйдем на станции Пушкинская, зайдём на Витебский вокзал. Тем более, что ТЧ-15 «Балтийское» обслуживает направления с обеих вокзалов.
Витебский встретил пустынным безмолвием, встреченных людей можно было пересчитать буквально по пальцам. Побродил по пустынным платформам и тут всё заверте… Сначала прибыла электричка из Оредежа, метнулся было, чтобы её сфотографировать, но следом а за ней приехала новинка из Торжка — дизель электропоезд, самого свежего на тот момент номера.
1. Дизель-электропоезд ДТ1-005, ст. Санкт-Петербург-Витебский, 08.01.2011
Завидев камеру, вышел машинист, расспросил кто такой, откуда и где можно будет посмотреть фото. Поговорили о технике, напросился сфотографировать кабину.
2. Кабина головного вагона №00501 дизель-электропоезда ДТ1-005, вид правой стороны, рабочее место машиниста
Культура у Петербуржцев всегда была на высоте, здесь даже пепельницы имеют свой инвентарный номер!!!
3. Кабина головного вагона №00501 дизель-электропоезда ДТ1-005, вид левой стороны, рабочее место помощника машиниста
Предвидя возможные вопросы — ЖК-монитор заводской, на него передаётся изображение с камер наблюдения за дверями. Чайник, занавески, изолента на окне и ёлка — тюнинг бригады.
На вокзал, тем временем, стали прибывать и ПДС. На мосту через Обводную канаву Обводной канал отдыхал тепловоз.
4. Тепловоз ТЭП70-0050, ст. Санкт-Петербург-Витебский, 08.01.2011
Один из старейших «тапков» на ОКТ, любимый многими вертикальнобуферный тип, с хромированными молдингами, клёпаными бортами… Одна из моих любимых фотографий, просто и со вкусом передающая окраску Петербургского вечера. А на заднем плане видна гостиница «Южная», в которой мне случилось снимать номер в 2009 году. Недорогой и неплохой вариант для отдыха маленькой компанией.
Пока примеривался к тапку, с территории ЛВЧ-10 на вокзал прикатил маневровый тепловоз, сфотографировал и его.
5. Тепловоз ЧМЭ3-4766, ст. Санкт-Петербург-Витебский, 08.01.2011
В кадр попали многочисленные пешеходы, это не пассажиры, как может показаться, просто из района где находится вышеупомянутая гостиница это путь к/от ближайшей станции метро. Когда жил в гостинице и сам ходил тем же путём.
А на вокзал прибыл «глобус», он же «тазик», он же «кругляк», электропоезд ЭР2К-906, поспешил его запечатлеть. Showtime!
6. Электропоезд ЭР2К-906, ст. Санкт-Петербург-Витебский, 08.01.2011
Более на вокзале интересного ничего не ожидалось, обычно на Витебское направление не выдавали более одного кругляка, да и тот был подменным, поэтому остаток сумрачного утра провёл в Макдачной, что через дорогу. Позавтракал, почитал новости, после чего можно было ехать в Мартышкино. Пара остановок на метро и мы на «Балтах». В Петербурге, по столичному образцу, все вокзалы соединены одной веткой метро, что очень удобно. Но есть и исключения, если в Москве за пределами кольцевой находятся Рижский (которым почти никто не пользуется) и Савёловский вокзалы, так и в Питере, в отдалении от Первой линии (красной), построен Ладожский вокзал, находящийся на одной из станций четвёртой (рыжей) ветки.
Взял билет, преодолел турникеты, осмотрелся в поисках нужного мне тупика и ахнул — ехать мне предстояло на одном из бывших поездов депо Крюково, эпичном «сименс 80″, ЭР2Р-7080. В годы жизни его по эту сторону от Бологое, встречая поезд на линии старался всячески его избегать, вплоть до ожидания следующего поезда, если ожидать его предстояло немного. Старожилы вспомнят, что состав был славен сафонными диванами, неработающими печками и окнами, рамы которых напоминали решето. Тьфу, блджад, полгода всего как от него избавились и снова «здравствуйте»! Однако выбора у меня не было, солнце уже взошло и ждать следующий поезд не было времени. Зайдя в вагон ахнул повторно, на этот раз от удивления и восхищения: сафон заменили мягкими диванами, в вагоне даже жарко, салон сияет чистотой. Заметно, что передача в культурное депо пошла поезду только на пользу, здесь он ещё побегает, это вам не хлев депо Хрюково Крюково. Вскоре отправились в путь, за окном замелькали сначала известные платформы, потом только виденные на фотографиях, потом совсем неизвестные. По Лигово встретился грузовой с Гатчины, ждущий отправления на Петербург. Поразил готичным величием вокзал станции «Новый Петергоф». Вот уже нужная мне о.п. Погода была как на заказ, солнечная, хотя ещё накануне шёл снег.
Мало кто знает, что платформа названа вовсе не в честь представителей вида «братьев наших меньших». Платформа Мартышкино продолжает серию «пернатых» названий остановочных пунктов Балтийского направления: Чайка, Лебяжье и образовано от лебедей-мартышей, множество которых гнездится летом в окрестностях Большой Ижоры.
Выйдя на платформу осматриваюсь и продолжаю путь пешком в сторону станции Ораниебаум. Навстречу мне уже спешит первый улов с перегона.
7. Электропоезд ЭТ2-004 на перегоне Ораниенбаум-I — Новый Петергоф, 08.01.2011
На фото поезд ещё в традиционной, серо-зелёной питерской окраске, но спустя полгода его перемажут в корпоративные цвета РЖД при прохождении КР в Красноярске.
При наличии живописной выемки с ёлками, с путей фотографировать не хотелось, решил залезть наверх. Уже не вспомню почему, но зачем-то полез не на левый склон, чтоб фотографировать с солнечной стороны, а на правый. Возможно запутался в тенях и решил, что солнце сместится в другую сторону. Наверху метрах в 30, от края выемки была протоптана тропинка, но с неё совершенно не было видно путей, пришлось прокладывать свою собственную, периодически останавливаясь, чтобы отдохнуть, снега в тот год навалило предостаточно. Вскоре раздался гудок и из-за кривой на Петербург проследовала круглофарная «машка» с бочками.
8. Тепловоз М62-1583 с наливным поездом на перегоне Ораниенбаум-I — Новый Петергоф, 08.01.2011
Внимание привлёк релейный шкаф у светофора, а точнее его яркий цвет. Подберусь к нему поближе, а заодно переберусь на другую сторону выемки. Вниз спускаться просто — достал из рюкзака пакет, сел на него и вспомнив детство махнул с горы вниз.
9. Релейный шкаф в окрестностях платформы Мартышкино, 08.01.2011
Бубка Гоп, спортивные штаны =) Аборигены явно с чувством юмора.
А на Ораниебаум мчится заветный «кругляк»!
10. Электропоезд ЭР2К-910, перегон Новый Петергоф — Ораниенбаум-I, 08.01.2011
И ещё один круглокабинный ЭР2 в коллекцию! Сфотографировав, начал форсировать склон, что было намного труднее, чем спускаться с него. Не успел залезть, как на Петербург промчалась бывшая крюковчанка, переданная в эти края одной из первых в период избавления от ЭРок.
11. Электропоезд ЭР2Т-7135, перегон Ораниенбаум-I — Новый Петергоф, 08.01.2011
Не успела электричка скрыться вдали, как в сторону Бронки, где велось строительство нового грузового терминала, проследовала думпкарная вертушка, ведомая 2ТЭ116К, машиной редкой, на Октябрьской железной дороге их было всего три штуки. После модернизации в 2005 году на ВТРЗ, в кабинах установлен новый пластмассовый пульт, внедрили тиристорную тяговую выпрямительную установку и микропроцессорную систему управления.
12. Тепловоз 2ТЭ116К-560 с думпкарной вертушкой на перегоне Новый Петергоф — Ораниенбаум-I, 08.01.2011
Движение на этом перегоне меня определённо радовало, скучать было некогда. Не прошло и пяти минут, как следом за грузовым, со стороны Санкт-Петербурга, к платформе прибыл электропоезд, огорчал лишь вид квадратной кабины. Баа, да это опять старая знакомая, опять свежепереданная из Крюково электричка! Для разнообразия, сфотографировал её ближе к центру кривой.
13. Электропоезд ЭР2Т-7190, перегон Новый Петергоф — Ораниенбаум-I, 08.01.2011
Мартышкино находится в глубокой выемке, идущей почти от соседней платформы Университет (если смотреть от Питера), однако через несколько сот метров от платформы железная дорога «выскакивает» из выемки на насыпь и продолжает свой ход вдоль берега Финского залива. Если присмотреться, то за деревьями можно увидеть саму «Маркизову лужу».
Ещё несколько минут ожидания и вслед за электропоездом пронеслась одиночная «машка», здесь они частые гости.
14. Тепловоз М62-1489 на перегоне Новый Петергоф — Ораниенбаум-I, 08.01.2011
Хотя дальней остановкой на направлении считается Калище, либо Краснофлотск, основная масса поездов следует лишь до соседнего Ораниебаума. Спустя минут 15 на Ораниебаум прошла ещё одна электричка. По номеру должна быть кругломордой, а по факту — с головами ЭТ2Р вместо родных.
15. Электропоезд ЭР2К-995, перегон Новый Петергоф — Ораниенбаум-I, 08.01.2011
Движение вроде было неплохим, поездов долго ждать не приходилось, но стоя на одном месте, начал замерзать. Лёгкие зимние ботинки, в которых было удобно в городе, за городом совершенно не грели ноги. Пока ходил вдоль края выемки туда-сюда — чуть не прозевал снегурку с чмессером, необычно, что тепловоз находился в конце и толкал снегоуборщик вперёд.
16. Тепловоз ЧМЭ3Т-7298 со снегоуборочной машиной на перегоне Ораниенбаум-I — Новый Петергоф, 08.01.2011
А с Ораниебаума возвращается ЭР2.
17. Электропоезд ЭР2К-910, перегон Ораниенбаум-I — Новый Петергоф, 08.01.2011
Погода начала портиться, а я замерзал всё сильнее. Подождал следующую электричку из Петербурга и не зря, а сфотографировав её неспешно побрёл обратно к платформе.
18. Электропоезд ЭР2К-946, перегон Новый Петергоф — Ораниенбаум-I, 08.01.2011
Пока шёл обратно и ждал свой поезд ничего не проехало, в Петербург вернулся на обернувшейся ЭР2К-995. Приехав на Балтийский вокзал отправился пообедать и отогреться в Ленту, что неподалёку. Согревшись подумал, что световой день ещё продолжается, возвращаться домой ещё рано, а что если вернуться, да пофоткать ещё? Решено! Чтобы сэкономить драгоценные светлые минуты побрёл на ближайший поезд от Балтийского вокзала в область, которым оказался вернувшийся с Ораниебаума, ЭР2К-946, направлявшийся на этот раз в Гатчину, через Александровскую, ну и славно, тем более, что боле-мене живописные места начинались там гораздо ближе. Вышел на платформе Аэропорт и сфоткал удаляющуюся вдаль электричку. Уже темнело, кадр вышел изрядно размазанным, но пусть будет.
19. Электропоезд ЭР2К-946 отправляется от платформы Аэропорт, перегон Предпортовая — Шоссейная, 08.01.2014
В ожидании поездов стал наматывать круги вокруг платформ, из-за чего пропустил грузовой под ВЛ15, на соседнем пути. По направлению к Гатчине в наличии неплохая грузовая движуха, но проходит она по соседним путям, на расстоянии метров в 500 от платформы Аэропорт, через станцию Среднерогатская. Время позволяло, прогулялся до насыпи перегона, но как назло, ничего не проехало, пока стоял и ждал, так и вернулся на исходную точку, не солоно хлебавши, но был вознаграждён ещё одной ЭР2!
20. Электропоезд ЭР2К-935 отправляется от платформы Аэропорт, перегон Шоссейная — Предпортовая, 08.01.2011
Следующую электричку на Балтийский пришлось ожидать почти час, от нечего делать сфотографировал тепловоз, проезжавший резервом в область.
21. Тепловоз ТЭП70 проследует платформу Аэропорт, перегон Предпортовая — Шоссейная, 08.01.2011
Времени до пачки поездов на Москву было навалом, снова заскочил на Витебский, сделав там несколько ночных кадров.
22. Тепловоз ТЭП70-0185, ст. Санкт-Петербург-Витебский, 08.01.2011
Позади 0185 стоял ТЭП70-0298, изрядно надоевший мне на тот момент, да и ракурс уж очень «избитый». Сфотографировал для истории, но выложу как-нибудь попозже. После этого поехал на Мосбан, а оттуда домой, но не через Тверь, а через Москву, забыл, что поезд «Две столицы» не имеет остановок в пути следования.
Вернувшись из Петербурга, первым делом побежал в магазин спецодежды, где купил тёплые унты. Обувь тяжёлая, но, как показала поездка в Зеленогорск — Ушково, спустя пару недель, ноги в них не мёрзнут. Вообще! Даже в -30! Даже если стоять на одном месте.
Вместо послесловия:
ТЭП70-0185 бегает и сегодня, в 2012 году краткосрочно побывал в ТЧЭ-19 Котлас, по спустя год по возвращению оттуда, с мая 2014 окончательно передан обратно на СЕВ ЖД, в ТЧЭ-5 Иваново.
ЭР2К-935 в июле 2011 был передан на Финбан, откуда в октябре того же года, за компанию с ЭР2К-946, были перемещёны на базу запаса «Зеленогорск».
ЭР2К-910 спустя всего неделю после той поездки, 16.01.2011, совершит свой последний рейс с пассажирами и будет отставлен под списание. Простояв три года на б/з Зеленогорск, в октябре 2014, состав решат переместить на базу запаса Торжок.
ЭР2К-995 ныне перекрашен в корпоративные цвета и бороздит просторы Финляндки. В период с ноября 2013 по март 2014, находился в аренде на СЕВ ЖД.
ЭР2Т-7190 перекрашена в корпоративные цвета, с августа 2014 передан в МСК, ТЧ-14 Лобня. Встретить её теперь можно на просторах от Вязьмы до Савёлово.
ЭР2К-906 в июле 2011 передан на Финляндку, с июля 2013 не работает, разграблен. Восстановление признано нецелесообразным, поезд ожидает порезка на гвозди.
ТЭП70-0050 в период с августа по октябрь 2014, находился в аренде на Крымской ЖД, в ноябре 2014, тепловоз сменил приписку, отправившись в депо Оренбург Ю-Ур ЖД.
ДТ1-005 отставлен от эксплуатации.
А тогда, 4 года тому назад, в Петербурге, они все были работоспособными «Октябрятами»…
Кругляки и кабина ДТ1 шикарны. Почему ДТ1 отставлена неизвестно?
935-й по Клину проходил 31 августа 2011 в Питер)))
Отставлены 001, 003, 005, но о причинах нигде не нашёл.