Идея посетить станцию Торжок давно витала в наших головах. Всё таки Торжок для меня это что-то вроде ближнедоступных пердей. Вроде и рядом, но по степени доступности чуть выше среднего. Примерно как Бологое, но с ним проще, ввиду огромного количества ПДС. По слухам, в Торжке скопилось немало интересностей: активизировалась грузовая движуха, тапкопоезда сменились рельсовыми автобусами, а на базу запаса с ТорВЗ вытащили некоторые редкости. Но даром, что станция Торжок является узловой, на которой сходятся три направления. Основная движуха приходится на утренний и вечерний часы-пик, а днём там делать решительно нечего. Со стороны тепловозных направлений мы уже были не раз, а теперь, чтобы не мозолить глаза сотрудникам станции, мы решили пройти до станции Лихославль, где по плану должны были сесть на обратную электричку из Бологое. А если повезёт, то и сфотографировать в редком месте какой-нибудь внеграфиковый грузовой.
Торжок, хоть и находится рядом, но добраться одним днём до него возможно только стартуя минимум из Клина или лучше — Твери. Московско-Тверская пусто-порожняя контора усердно вредит железнодорожному сообщению в области и жители, допустим, Конаково не могут попасть на противоположный угол области, в Торжок, из-за того, что выезжая на самой первой электричке из Конаково, совершив пересадку в Решетниково, в Тверь они всё равно приедут на 5 минут после отправления пригородного из Твери в Торжок. Это ли не вредительство? Маршрутчики и таксисты кланяются земными поклонами и от лишних денег отказываться не привыкли.
Таким образом, Женя на электричку до Торжка никак не успевали и поездка в целом была под угрозой срыва. Чтобы не оставлять товарища за бортом такой увлекательной поездки, предложил ему переночевать у меня, а заодно немного помочь с переездом. Я заранее взял отпуск на работе, весь день занимался перевозкой вещей и с нетерпением ждал Женю на помощь пусть отработает ночлег. Стемнело, судя по расписанию Женя уже вот-вот должен подъехать в Клин, но почему он не отзванивается? Сам набираю ему и понимаю, что не зря, поскольку Женя забыл и планировал прибыть в Клин на самой последней электричке. Даже ворчать не пришлось, на другом конце провода раздались крики и спустя несколько минут Женя уже мчался из Конаково в Клин. Вместе сделали ещё пару ходок, собрали мебель и уже пора спать. Выделил Жене надувной матрас и воздушный насос, честно предупредив, что стенки матраса похожи на решето и доспать до утра на надутом матрасе ещё никому не удавалось. Судя по всему, Женя так и не смог уснуть, постоянно включал насос для подкачки. Впрочем, это было даже хорошо, потому как всё таки с утра проспал уже я и Женин звонок был весьма к месту.
К быстрым сборам мне не привыкать, через 10 минут я уже выбегаю за порог с собранным рюкзаком и мы прибегаем на платформу аккурат с прибытием нашей электрички. Билеты никто не проверял, что позволило нам немного выспаться, вот и Тверь. Холодно, ветрено, хмурые лица пытающихся уехать на заработки тверичей, такой вот местный колорит. До следующей электрички час, идём закупаться продуктами в Карусель. Турникеты обошли просто — через территорию ТЧ-4. Женя стал водить меня кругами в поисках портала в тоннель, изрядно проплутав, мы обнаружили его за забором, прикрытым каким-то строением. Дорога обратно была ещё веселее: через депо уже не пройдёшь, чтобы не привлекать внимание хождением по путям, решили пройти через старый, добрый пожарный проход в конце бологовских тупиков. Срезав часть пути через дворы, мы наткнулись на «обитель зла» в виде общаги быдланов. Наш колоритный вид вопросов у них не вызвал, ведь мы были в стороне от путей и вреда драгоценному Сапсану принести не могли. Вот и переход… С замком на воротах. Женя матюгнувшись полез через забор, а я, приглядевшись, обнаружил сбоку неприметную калитку, через которую и прошёл. Подозреваю, что с другой стороны есть точно такая же. Просто прокуратура обязала эРЖиДов обеспечить безопасность людей, чтобы их не сшибали поезда, вот РЖД и пошло по пути кратчайшего сопротивления. От говорящих турникетов отмахиваемся ксивами и заскакиваем в вагон.
Час до Лихославля пролетел незаметно. По графику, там у нас должна была быть короткая техстоянка, чтобы не пересекать маршрут электричке из Бологое в Тверь, мы её пропускали, но наш поезд прибыл с небольшим опозданием и фотосет в Лихославле пришлось отложить до лучших времён. Женя было пытался выскочить на платформу, но увидев приготовленный маршрут на Торжок, рванул обратно в вагон. И не зря — двери за его спиной моментально захлопнулись и электричку из Бологое тот фотографировал через окно. Вскоре завалилась проверка билетов, попыталась впарить нам билеты по полной, но применённый к ним навык «демагогия» дал приличную скидку.
В Торжок прибываем неспешно, в самом начале станции вглядываюсь через окно на территорию ТорВЗ, как раньше, может осталось там чего. Но завод выглядит абсолютно безжизненным, разве, что окна цехов ещё не побиты. Напротив вокзала замечаем готовый к отправлению грузовой, да ещё и под круглофарным ВЛ10! Отлично! С него и начнём.
1. Электровоз ВЛ10-111 с грузовым поездом на станции Торжок, 03.10.2017
Рядом с грузовым стоял маневровый ТЭМ18В, следующим на очереди в наши объективы должен быть он, но тепловоз резко рванул и уехал на Лихославль. Успеваем сфотографировать грузовой и тот отправляется следом, по удалению. Разгадка проста — через несколько минут, по расписанию, отправится обратно наша электричка, а контактная сеть не вытянет сразу два поезда на одном перегоне. Тепловозу же электричество не нужно, его можно отправить и почти одновременно с грузовым.
Погода в Торжке ещё более мерзкая, чем в Твери — ветер сильнее, пробирает до костей, не спасает даже лыжная куртка. Тут ещё мы и с напитками промахнулись — в Твери их не купить, а из Клина я взял какое-то низкооктановое пойло, которое не стали пить даже синяки из привокзального кабака. Коньячок в такую погоду был бы уместнее.
Прибыл пригородный из Ржева, пока ещё в виде тепловоза с вагоном, но каков тепловоз! За полгода до этого он был вымазан чуть ли не вениками жуткой коричневой краской, а как преобразился после ремонта! Подождали, пока он отцепится от вагона и сфотографировали вместе с нашей электричкой.
2. Электропоезд ЭТ2М-061 и тепловоз ТЭП70-0248 на станции Торжок, 03.10.2017
На один путь с электричкой маневровый притащил один вагон, но для чего, мы так и не поняли. Может ожидается рост пассажиропотока и тапкопоезд увеличат до трёх вагонов? Или наоборот, сократят до одного но почему бы тогда просто не отцепить лишний вагон? Непонятно…
3. Тепловоз ТЭМ2-6701 на станции Торжок, 03.10.2017
Да, движение на станции впечатляет, а мы всего минут 5 как приехали, что же будет дальше? За ответом на этот вопрос мы двинули на тепловозную сторону станции, туда, где отходят линии на Ржев и Соблаго. Далеко уходить желания не было, решили встать рядом с автомобильным мостом, чтобы не возвращаться издалека, нам же потом предстояло идти обратно. За мостом на металлической консоли висел светофор — сложно было удержаться от соблазна залезть на неё и пофотографировать сверху. Но всё же предприятие было весьма рискованным, ввиду наличия в Торжке ЛОВД. Чтобы хоть немного изменить внешность, взяли и вывернули на изнанку наши весьма приметные куртки. По матюгальнику проорали об отправлении поезда на Кувшиново, скорее всего будет сборный поезд под ТЭМ2, но сборный прошёл под М62, увиденной нами на ПТОЛ. На консоль лезть было глупо, получилось бы «тупоморда, вид сверху», решили снимать в привычном ракурсе, с полотна соседнего пути.
4. Тепловоз М62-1759 с вагонами, перегон Торжок — Торжок-Южный, 03.10.2017
Помощник завидев нас, бросился к окну и смотрел не залезем ли мы на ходу в вагоны. Немудрено, в сети полно рассказов путешественников в грузовых вагонах, и по их рассказам доехать от Торжка до Ржева таким образом наиболее лёгкая задача.
Оставалось ещё немного времени до ржевского пригородного, как из под моста вылезла стайка путейцев и направилась в нашу сторону. Приготовил уже несколько стандартных ответов кто мы такие и что тут делаем, но путейцы внимания на нас не обратили, а отошли чуть подальше и начали косить траву. Соседство неуютное, но хоть вопросов не задают. А вот показался ТЭП70, ну, свистать всех наверх! В пост-обработке решил поиграться с tilt-shift, создать подобие макета.
5. Тепловоз ТЭП70-0248 с пригородным поездом, перегон Торжок — Льняная, 03.10.2017
В проходящем тепловозе в передней кабине локомотивная бригада отчаянно приветствует, а в задней я замечаю быдлана, свернувшего от удивления шею и чуть не выдавившего стекло, пытаясь нас получше рассмотреть. Лишние знакомства нам ни к чему, слезаю вниз, кричу Жене, что нужно срочно валить, моментально переодеваем куртки обратно, хватаем рюкзаки и спокойным, ровным шагом скрываемся под мостом.
На базу запаса решили пойти не через станцию, а по грунтовой дороге, заодно немного срезав путь. Накат на грунтовке постепенно становился всё менее отчётливым, дорога несколько раз раздваивалась и когда она превратилась в тропинку, мы увидели забор базы запаса. Заглянув за забор поняли, что зашли сюда в весьма удачный день!
6. Электропоезда ЭР2К-973, ЭТ2А-001 и вагон ЭТ2М-03703, база запаса Торжок, 03.10.2017
Фотографировать через забор было очень неудобно. Эх, давно мечтаю обновить фотоаппарат на новый, с поворотным экраном, он был бы очень к месту… Женя отошёл в сторону и обнаружил целую гору из огромных шин, на них главное было залезть, а фотографировать было куда удобнее.
7. Электропоезда ЭР2К-973, ЭТ2А-001 и вагон ЭТ2М-03703, база запаса Торжок, 03.10.2017
Рядом с забором стояла пара осветительных вышек, но на них залезать мы не стали, побоялись, что и так привлекли к себе слишком много внимания. Сфотографировав электрички и отправив их в наш дружеский чат, решили, что пора и уходить на перегон. Обошли базу запаса вокруг, а там… Ворота открыты и уже знакомый ТЭМ2 закатывает вовнутрь вагон, выцепленный из тапкопоезда.
8. Тепловоз ТЭМ2-6701 на базе запаса Торжок, 03.10.2017
А рядом обнаружилась ещё одна любопытная штука — списанная электричка из депо Нахабино. Для чего эти гвозди здесь место занимают?
9. Электропоезд ЭР2-1263, база запаса Торжок, 03.10.2017
Вышли по подъездным путям обратно на станцию и пошли в сторону Терешкино. Попутно думали заглянуть на ПТОЛ, где ещё утром мы приметили 2ТЭ116, но по пути нас догнал всё тот же ТЭМ2. Ну не упускать же его, так? Который уже раз, он попадается нам за час, проведённый в Торжке, степень до которой мы подзаебли машиниста понять несложно. Трактор остановился возле нас и начался стандартный диалог: «Кто такие? Зачем их заёбываем фотографируем?» Ответили, что сами железнодорожники, на что получили претензию, что шляемся, понимаешь ли, по путям, да без сигнальных жилетов и дал добрый совет съебнуть подальше от станции, что мы и пообещали сделать и обещание своё моментально выполнили.
10. Тепловоз ТЭМ2-6701 на станции Торжок, 03.10.2017
Не успели мы дойти до ПТОЛ, как переезд через пути закрылся и тепловоз устав нас ждать, сам проследовал нам навстречу.
11. Тепловоз 2ТЭ116-1309 на станции Торжок, 03.10.2017
Идти по шпалам поначалу было легко, мы быстро прошли кривую от станции и вышли на прямой участок. Следующая кривая будет через 10 километров, почти как на Главном ходу, только профиль пути здесь куда более волнистый.
12. Перегон Торжок — Терешкино, 03.10.2017
Женя, по-видимому, слишком часто бывал в Конаковском Мохе, отчего повсюду притягивает к себе цыган. Под путепроводом Ленинградского шоссе нам встретилась колоритная парочка местных «ромал», но они даже не предложили нам погадать. А кто ещё кроме них смог бы сказать точно — встретится нам хотя бы вшивенький грузовой на перегоне или нет.
Сразу за путепроводом виднеется первый остановочный пункт на нашем пути — платформа 30 километр. Некоторое время назад мелькала информация, что её пытаются переименовать в платформу «Сокол», но история не получила дальнейшего развития, а жаль, именное название куда солиднее номера очередного километра.
13. Платформа 30 километр (Сокол), 03.10.2017
С момента нашего прошлого визита в эти края, остановочный пункт слегка облагородили, даже поставили новомодный павильон. Стенки у него из двойных решёток, между которыми всунут лист оргстекла. Очень удобно — защищает от ветра, даёт обзор, и в то же время местные рационализаторы не растащат дефицитный стройматериал на свои участки.
Здесь мы решили устроить первый перекур.
14. Табличка на платформе 30 км, 03.10.2017
Новые таблички с каждым разом выпускаются всё хуже и хуже. На этих белый шрифт изменили на светло-серый, чтобы на тёмно-сером фоне надпись читалась ещё хуже. Зачем-то указан номер пути, можно подумать, что здесь есть варианты куда прибудет поезд. Прибудет — и уже хорошо. Половина места просто не используется, увеличьте же размер шрифта! Опять никак — не по брендбуку. Старые таблички в этом плане куда более продвинутые, хоть и тоже не идеальны.
Пора двигаться дальше, время стремительно уходит. От пл. 30 км начинается подъём в гору, идти стало сложнее. Зато в перелеске не так чувствуется ветер, как на открытой местности. Но ветер и не думал затихать. Иногда набравшись сил, он прорывался к железному полотну, срывая листья с деревьев. очень красивые моменты, но нам так и не повезло их поймать на камеру, никак не получалось предугадать порывы ветра.
Постепенно мы дошли до следующего остановочного пункта — Колодези, бывшего в прошлом разъездом. Судя по ширине консолей, здесь было три полноценных пути.
15. Остатки бывшего разъезда Колодези, 03.10.2017
Судя по многочисленным разъездам и количеству путей на них, Торжокская линия раньше была с весьма оживлённым движением. Одних только электричек на Бологое, без заезда в Лихославль было три пары. Прибавьте к ним 95% южных поездов, следующих сегодня через Москву и получится, что пути практически не простаивали. От былой роскоши осталась маленькая платформа.
16. Платформа Колодези, вид в сторону станции Терешкино, 03.10.2017
Здесь мы устроили очередной привал, до следующей станции идти раза в два больше, чем мы прошли за весь день.
17. Табличка на платформе Колодези, 03.10.2017
Женя обежал вокруг станционного домика в поисках интересного, но наткнулся лишь на какую-то старушку. Немного пообедали и снова в путь.
18. Платформа Колодези, вид в сторону станции Торжок, 03.10.2017
А вот и что-то новенькое — островок цивилизации в этих местах в виде путепровода платной трассы М11. Спустя пару месяцев после нашего визита, по нему уже запустят движение.
19. Путепровод на перегоне Терешкино — Торжок, 03.10.2017
Вид сверху впечатляет, но что-то подсказывает, что поезда здесь ждать придётся очень долго.
20. Вид с путепровода трассы М11 в сторону Торжка, 03.10.2017
Наверху рабочие спешно монтируют ограждение на мосту, то и дело проносятся грузовики. На чужаков с фотоаппаратами отреагировали презрением, но на всякий случай работать стали усерднее.
21. Вид с путепровода трассы М11 в сторону Терешкино, 03.10.2017
На ступеньках моста сделали ещё один привал, но долго отдыхать не вышло — на высоте на открытом участке ветер просто сносил нас пришлось идти дальше. Стала чувствоваться усталость, о том, чтобы пройти линию целиком за 1 день уже и не думалось, хотелось просто дойти до ближайшей остановки. Из намеченного графика мы уже выбивались на пару часов. Всего же в пути мы находились часов шесть. Пейзаж вокруг не отличался разнообразием, кроме двух мостов и бывшего разъезда Колодези и вспомнить нечего. Один деревья кругом. Надежду на постепенно приближающую станцию давали номера консолей на опорах контактной сети. Постепенно лес вокруг путей стал сужаться, подступил почти вплотную, как вдруг дорога свернула, а деревья расступились и мы вышли к мосту через реку Логовежь.
22. Мост через реку Логовежь, перегон Терешкино — Торжок, 03.10.2017
Мост ещё с клёпками, явно исторический. Интересно расположение контактного провода — несущий трос проложен над мостовой фермой, а контактный под ним. Собственно, это расположение конташки и отговорило меня от соблазна слазить наверх. Линия Лихославль — Торжок была электрифицировала в конце 60-х, клёпаные мосты в то время уже не делали, скорее всего мост построили сразу после войны.
Сделали очередной привал, перевели дух, полюбовались течением воды. Судя по номерам консолей на опорах, до станции осталось всего-ничего, но мы не видели впереди никаких входных светофоров. А сил уже почти не осталось… Я в открытую требовал привала на каждой точке, а Женя просто молча шёл, но и он, чувствовалось, что идёт из последних сил. Вскоре за мостом нумерация консолей закончилась и пошли простые, безымянные столбы. Рядом с путями обнаружилась бывшая путейская казарма, переделанная в чей-то дачный домик. От ней уже стал виден входной светофор станции Терешкино, он стоит прямо перед автомобильным переездом. А мы оглянемся назад.
23. Перегон Терешкино — Торжок, вид в сторону Торжка, 03.10.2017
Станция Терешкино выполняет роль единственного разъезда на линии. Признаков ведения хозяйственной деятельности мы не заметили, за исключением чисто символического подъездного на какую-то базу или подстанцию. В целом очень чистенькая и аккуратная станция, видно, что за порядком здесь следят.
24. Вид на станцию Терешкино со стороны Торжка, 03.10.2017
Женя обещал наличие магазина и вообще, полных благ цивилизации, но на деле перед нами предстал почти безлюдный посёлок, магазин мы достоверно идентифицировать не смогли, на одном здании висел замок, другое было вообще разломано буквально на днях. Мазутная котельная находилась на территории какого-то военного объекта. Пришлось нам засесть под навес и добить остатки провизии.
25. Пассажирская платформа станции Терешкино, 03.10.2017
На наше счастье мимо проходила местная жительница. поинтересовались у неё на предмет наличия достопримечательностей, какого-нибудь ларька на худой конец, или библиотеки… Нам как раз хотелось почитать новые произведения Пришвина. В ответ мы узнали, что единственным оплотом цивилизации в этих местах является отделение «Почты России». Кроме дров и навоза купить хоть что-то ещё в посёлке можно только там. Жене очень не хватало сигарет и он отправился на разведку. Спустя некоторое время он вернулся обратно, мрачнее тучи и без курева. Зная про его способности находить приключения я предположил, что Евгений познакомился с местными гопниками, но всё было гораздо хуже. Почта была найдена и представляла из себя бытовку, чуть более, чем полностью заполненную витринами и почтальоншей. Для посетителей был оборудован закуток с компьютером и интернетами по неприличным ценам. Из ассортимента в тот день в продаже были две банки тушёнки и шесть свитеров. В следующий раз готовиться нужно будет лучше… Посидев немного на лавочке, я стал немного подмерзать. Чтобы немного размяться, сфотографировал табличку.
26. Платформенная табличка станции Терешкино, 03.10.2017
После ещё получасового сидения на лавочке мы окончательно задубели. Нужно было решать — идти до следующего остановочного пункта или что-то делать ещё. Ветер проникал даже сквозь лыжную куртку, что же это я про свитер позабыл? Может костёр разжечь из остатков развалин снесённого деревянного дома? Спросить бы у местных, где тут можно погреться. Пробежала стая школьников и тут же скрылась в складках местности. Из вокзального здания выходили рабочие, решили уточнить у них — можно ли погреться в зале ожидания, на что получили ответ, что зал ожидания на ремонте.
Стало совсем грустно, до платформы Лазари ещё 8 километров по шпалам. По времени запас есть, по силам пройти ещё километров 5. Наконец на улицу вышла покурить дежурная по станции, Женя ни на что не надеясь подошёл поинтересоваться — можно ли погреться внутри, на что получил ответ: «Конечно, ребят, что же вы сразу не зашли?». Зал ожидания закрыт, мы разместились в небольшом предбаннике, на лавочке. Отопления нет, но и ветра тоже нет. Дежурная предложила кипятку, посетовав, что чай закончился. Я как раз для таких случаев вожу в рюкзаке стопку чайных пакетиков, с удовольствием поделился Гринфилдом с корицей с доброй женщиной, а станционную кошку угостил оставшейся сосиской. После пары кружек с кипятком стало клонить в сон. В углу обнаружилась подшивка газеты «Гудок», стал их читать, цитируя Жене самое интересное. Немного согревшись, вышел на улицу сфотографировать станционное здание, да поболтать с рабочими, ремонтирующими в нём гальюн.
27. Вокзал станции Терешкино, 03.10.2017
За разговорами «за жизнь» не заметил как тихо подкрался и пролетел в Торжок маневровый тепловоз, замеченный нами ещё утром в Торжке. Успеваю сфотографировать когда тот уже почти покинул станцию. Эх, прощёлкал хоть какую-то движуху на линии. Зашёл к Жене поделиться потерей, а он отвечает, что слышал переговоры дежурной о каком-то тепловозе, но подумал, что ему это снится.
28. Тепловоз ТЭМ18В на станции Терешкино, 03.10.2017
У рабочих закончился рабочий день и они постоянно бегали туда-сюда по одному, то переодеваясь, то занося свой инструмент, то забирая его с собой, всячески выхолаживая помещение. Ну да, им здесь не ночевать. Вместе с ними вышел на платформу подождать электричку в Торжок, чтобы не упустить хотя бы её. Один рабочий сначала выспрашивал есть ли у кого что выпить, потом исчез и вернулся с пластиковой бутылкой самогона, которой стал угощать всех желающих. Я вежливо отказался, моим детям ещё нужен отец. Чтобы развлечься мы с Женей традиционно стали делать ставки на номер электрички, я победил, угадав прибытие 045, с которой утром пересеклись в Лихославле.
29. Электропоезд ЭТ2М-045, станция Терешкино, 03.10.2017
На пригороде приехала новая дежурная, которая сменила нашу знакомую. Спустя час 045 вернулась из Торжка, сфотографировать уже не получилось, было слишком темно. Но зато прекрасно было видно стаю зайцев и щемивших их кассиров. Для экономии, мы рванули в противоположный конец поезда. Сев вагон сразу уснули и проспали до Крючково, где откупились от вернувшихся кассиров.
В Твери у нас был целый час на пересадку, увидев пару чистейших ТЭМов наплевал на усталость и сфотографировал, используя в качестве опоры мачту освещения. Отрадно, что всё чаще перестают бездумно перемазывать в серо-красный всё подряд.
30. Тепловозы ТЭМ18Д, станция Тверь, 03.10.2017
На другой стороне вокзала нас ожидал ЭТ2М-115 с модернизированными сидушками. Мягкими, но совершенно неудобными, тем не менее, отлично засыпаем и на таких. В Решетниково распрощались с Женей, а в Клину вышел и я сам. На этом всё, до новых встреч!
Добавить комментарий