Однажды листая паровоз.ком заметил фотографии красавцев ЧС8 в депо Вязьма. Стало интересно, на Смоленщине и на БЧ их никогда не было, значит передаются, но зачем? Профиль там вроде не тяжёлый, для скорости? Отгадка проста — полная раздача этих машин из депо Тимашевская в Вязьму (треть) и Брянск (две трети парка). ЧС8, «корабль», как их называл машинист Абель, может обеспечить и тягу и скорость. В последние годы грустно было наблюдать фотографии этих красивых электровозов с баз запаса. Руководство в кои-то веки приняло правильное решение: списать несколько более старых ЧС4Т, а взамен раздать ЧС8. Решено — когда машины выпустят на линию надо бы наведаться в те края. Видя регулярно появляющиеся в сети фотографии перегоняемых сплоток ЧС8 то в Брянск, то в Вязьму, ехать не терпелось, но пыл остужало отсутствие фотографий их в поездной работе.
Честно признаться, Белорусский ход издавна недолюбливаю, ещё с тех времён, когда ЖД даже и не увлекался. Каждое пребывание на нём или около него осталось в памяти не самыми приятными воспоминаниями, но это личное и относится скорее к его постояннотоковой части. Вот соседнее Киевское направление напротив — каждая поездка запомнилась огромным позитивом и отличным уловом. Но ЧС8 на Киевском ходу уже фотографировал, хоть и приписки УЗ (и об этом как-нибудь расскажу), а вот белое пятно Смоленского направления давно пора ликвидировать, решено — как будут вести о длинных пассажирских переменниках — спланирую поездку в те края.
В середине осени появились первые фотографии, но подработка не давала шансов чтобы выбраться на ЖД даже в Клину, потом были поездки в Ярославль, Малую Вишеру, а эта всё сдвигалась на задний план. Наконец наступили новогодние каникулы, времени стало много, дел мало, да и Антон, подрастающий фотограф из Клина всё напоминал, в итоге решился на поездку. Начинать изучение нового для меня направления решил с его самого начала, прямо с Вязьмы.С того места, где начинается развилка переменнотокового участка на Смоленск и тепловозная однопутка на Брянск.
Как известно, Вязьма является одной из 23 в России станцией стыкования, причём сразу трёх видов тяги, здесь сходятся пути пяти направлений, как в Бологое, но масштаб лишь немногим поменьше, улов ожидался неплохим. Посмотрел по карте как лучше подъехать, какие дороги и наконец определился с датой.
В разное время, кроме Антона, составить компанию желали Женя Карпычев, Лёха Задонский и другие, но в итоге «Наш путь» в полном составе покорял просторы Кольского полуострова, Женя не смог выбраться из Конаково в ранний час, а Антон, громче всех кричавший, что поедет попросту слился. Но раз уж решил — поеду, транспортом выбрал автомобиль, чуть побыстрее поезда, да и внутри можно погреться, тем более, что синоптики прогнозировали понижение температуры аж на 20 градусов, до -27 сразу после обеда. Встал пораньше, прогрел машину, заправился под завязку, чтобы не отвлекаться и поехал. Сначала по знакомым местам — Новопетровское, 45 км, немногим менее четверти пути, потом по относительно знакомым — Руза, 90 км, 2/5 пути, а дальше по совсем незнакомым, но хоть рассветать начало. На М1 выехал когда совсем рассвело. Заляпанные свежевыпавшим снегом номера: передний от впереди идущих машин и задний — самостоятельно позволяли ехать не обращая внимания на ограничения скорости, притормаживая лишь около постов ДПС, которых на той дороге немало. Вот, наконец, и сама Вязьма. Станцию проезжаю, всё интересное уже давно сменило электровозы и разъехалось, за остальным на перегон. Подъезжаю максимально близко к путям, оставляю машину у ворот какой-то базы механизации, надеваю унты и пробиваю в снегу и кустах тропинку к путям.
Выхожу на насыпь тепловозного пути на Вязьму-Брянскую, осматриваюсь — движение здесь редкое, входной светофор неприветливо встречает красным. Ну да ладно, пойду к расхождению путей. Там снова засада — путейцы чистят стрелки подъездного пути от выпавшего снега, кто их знает как они отнесутся к человеку с фотоаппаратом? Встал в сторонке, прикинулся шлангом,да стал ждать. Путейцы на меня внимания не обращали, занимаясь своим делом, вскоре закончив на подъездных и перейдя к стрелкам ветки на Вязьму-Брянскую.
Наконец появился первый поезд, грузовой, ведомый трёхкомнатным ВЛ80С, кадр с которым был неизбежно унылым, ибо он появился со стороны Смоленска, единственной стороны, поезд с которой с этой точки сфотографировать было никак. Первый блин комом, но зато это место позволяло по-новому взглянуть на движение из Вязьмы, как раз ожидались два пассажирных. Сначала с небольшим опозданием промчался скорый Москва — Париж. Ожидал увидеть с ним ЧС8, но выдали старый, добрый теремок. Ранних номеров, моей любимой серии, с гладкими бортами и квадратными буферными лампами.
1. Электровоз ЧС4Т-346 с поездом Москва — Париж на ст. Вязьма, 06.01.2015
Следом поехал Санкт-Петербург — Смоленск, идущий через Торжок. По расписанию, он должен был идти перед Парижским, но тот опаздывал, пожертвовали региональным в пользу международника. Вёл его такой же ЧС2Т- образный теремок.
2. Электровоз ЧС4Т-327 с пассажирским поездом, станция Вязьма, 06.01.2015
Всё, пассажирские поезда прошли, станция понемногу возвращается к обычной размеренной жизни. Потянулись корованы грузовых. Первым со станции выскочил сборный грузовой под трёхкомнатным ВЛ80С.
3. Электровоз ВЛ80С-1479 с грузовым составом выходит со станции Вязьма, 06.01.2015
Путейцы, что на фото, как раз закончили расчистку стрелочного перевода и выдвинулись в сторону станции. Отлично, можно и по перегону прогуляться, подумал я и тот час эту мысль превратил в действо. Стоило мне выйти на пути за входной светофор, как по громкой связи невнятно пробубнили о каком-то поезде. Входной светофор неприветливо горел красным, значит грузовой готовился покинуть станцию. Но в каком направлении? Для очистки совести далеко от развилки уходить не стал, ожидая движение в сторону Вязьмы-Брянской, но из кривой показался электровоз.
4. Электровоз ВЛ80Т-2003 с грузовым поездом на перегоне Вязьма — Семлёво, 06.01.2015
Справа от электровоза установлен знак, предписывающий электровозам ЭП20 (а ранее он был для ЭП10) в этом месте опускать токоприёмники и прибывать к пассажирским платформам на выбеге, пока в проводе поменяют род тока.
На Смоленке движение очень плотное, скучать некогда, главное не зевать и вовремя уходить на противоположную сторону от поезда путей, не забывая технику безопасности. Прошла пара минут с момента прохода грузового и вот уже показания входного светофора сменились на два жёлтых с верхним мигающим. Ещё пара минут и вот уже прибывает пригородный из Смоленска, под четырёхвагонной ЭД9Т, жаль, там можно встретить экземпляры и повкуснее, но и не ЭД9М, что уже хорошо.
5. Электропоезд ЭД9Т-0020 на перегоне Семлёво — Вязьма, 06.01.2015
Не успела электричка скрыться в кривой, как оттуда мне в спину вылетел очередной грузовой, снова под ВЛ80Т.
6. Электровоз ВЛ80Т-1967 с грузовым поездом на перегоне Вязьма — Семлёво, 06.01.2015
Глядя на подвижной состав, не мог налюбоваться — все как на подбор: покрашены, чистенькие, а самое главное — никакого корпоративного окраса! И в грузовом движении, видимо из-за несложного профиля, преобладали двухкомнатные ВЛ80Т. Согласен, что электровозы ВЛ80С ака «Царь» с разноцветными розетками на лбе выглядят симпатичнее, их можно встретить и в трёх секционном варианте, но ВЛ80Т выглядят строже и солиднее, ничего лишнего, строго и со вкусом. Ну и неизменная звезда к месту.
Сперва задумав только немного прогуляться за входной светофор, чтобы пронаблюдать его показания, я всё отдалялся от первоначальной точки. Неспешно преодолел мост через речку-вонючку, и вот снова поезд, пассажирский.
7. Электровоз ЧС4Т-364 с пассажирским поездом, перегон Семлёво — Вязьма, 06.01.2015
В кривой оказалось, что снимать просто невозможно из-за отовсюду лезущих в кадр столбов. По ощущениям, здесь они стоят куда чаще, чем на том же Главном ходе Окт. К счастью, к моменту встречи со следующим пассажирским поездом, кривую удалось пройти и выйти на ровный, прямой отрезок пути.
8. Электровоз ЧС4Т-730 с пассажирским поездом, перегон Семлёво — Вязьма, 06.01.2015
Машинист поезда неприветливо погудел и сначала покрутил пальцем у виска, а потом показал им вперёд, призывая обернуться. Ну точно, сзади меня подпирал очередной товарняк на Смоленск, хоть и стоял за пределами габарита. От путей отошёл в сторону, но грузовой сфотографировать не удалось, он и проскочил быстро, и ракурс крайне неудачный.
А я всё продолжал углубляться вперёд, почти дошёл до ближайшей платформы «Старая деревня», но найдя пристойное место, к которому можно подобраться на автомобиле, поиски прекратить и вернуться обратно за машиной. Место представляло собой небольшой холм, с одноэтажным деревянным домом на несколько семей. Залез, осмотрелся, вроде неплохо, а вот как раз и грузовой спешит.
9. Электровоз ВЛ80С-1531 с грузовым поездом на перегоне Вязьма — Семлёво, 06.01.2015
Электровоз — бывший «октябрёнок», четыре года назад переданный в Вязьму из Мурманска. Третья секция вцеплена очень интересно — обычно их цепляют с края, но в этот электровоз решили впихнуть в самую его середину.
Место мне понравилось, решил на нём и обосноваться, для этого нужно было перегнать сюда машину, пришлось возвращаться. Погода ухудшилась, повалил снег. Вспомнились путейцы, расчищавшие стрелки, только почистили, а их снова завалит, процесс можно было и не прекращать.
Пока шёл обратно движуха и не думала прекращаться, на время смуты на Украине и ответных санкций Прибалтике, основные грузопотоки перенесены на Белоруссию, частично на свежепостроенный порт в Бронке.
10. Электровоз ВЛ80С-286 с грузовым поездом на перегоне Семлёво — Вязьма, 06.01.2015
Вот как раз наглядное подтверждение вышесказанного — электровоз приписан к депо Брянск-II, сослан на Смоленский ход за ненадобностью, уж очень большим сокращениям подверглись грузопотоки на соседнем Киевском направлении. Да и на ЮВЖД, на живописном ходу Лиски — Валуйки, грузопоток практически иссяк.
Но не будем о грустном, здесь жизнь кипит, поезда прибывали в Вязьму с завидной регулярностью, фотографировал, но снегопад всячески этому не способствовал. Фотографии получались не самые удачные, решил их не выкладывать. Когда вернулся к развилке путей, по неправильному пути, к входному светофору, со станции выкатилась пид чмуха с путемером. Постояла и отправилась обратно на станцию, вперёд вагоном. На тепловозных путях светофоры всё также неприветливо горели красным, а судя по снегу на головке рельса — ничего так и не проехало, а значит и делать здесь нечего. Кое как через кусты и овраг пролез к автомобилю, прогрел двигатель, проложил по навигатору путь к новому месту.
Пока пробирался сквозь город — погода начала резко меняться. Закончился снегопад, выглянуло солнце, вместе с этим началось понижение температуры, пока не очень заметное на солнце. Не успел приехать, как вдали из кустов выскочил грузовой, спешно его сфотографировал, в последний момент схватив камеру.
11. Электровоз ВЛ80Т-967 с грузовым поездом на перегоне Семлёво — Вязьма, 06.01.2015
На фото виден отступающий под натиском холодного воздуха циклон. Вышел из машины, убедился, что она никому не мешает и пошёл к путям. Вот уже из Вязьмы мчится быстро обернувшийся в ней арендованный Брянец.
12. Электровоз ВЛ80С-286 с грузовым поездом на перегоне Вязьма — Семлёво, 06.01.2015
Солнечные фотографии это здорово, но здесь оно не позволило мне снимать с приглянувшегося местечка, пришлось перейти пути и встать в том месте, где начиналась соединительная ветвь Семлёво — Вязьма-Брянская, ныне разобранная. Ещё немного ожидания и очередной выльник на Вязьму, на этот раз — с валютным поездом.
13. Электровоз ВЛ80Т-1998 с грузовым поездом на перегоне Семлёво — Вязьма, 06.01.2015
Интервалы в движении немного увеличились, до 20 минут. Солнце, воспрянувшее было, опять скрылось за тучами, а с Вязьмы возвращались машины, встреченные мною утром.
14. Электровоз ВЛ80Т-1966 с грузовым поездом на перегоне Вязьма — Семлёво, 06.01.2015
Решил дождаться первого до темноты пассажирского, а потом ехать домой. Начал замерзать, чтобы согреться коротал время в машине, да и она остывала вмиг, стоило только заглушить мотор. Из движения попался приятный сюрприз в виде зелёной Смоленской умной двамашки. Номер не запомнил, поздно выскочил из машины.
15. Тепловоз 2М62У на перегоне Вязьма — Семлёво, 06.01.2015
Когда возить совсем нечего, а ехать надо, получается «встречный резерв», локомотивы без вагонов перегоняются навстречу друг другу. Навстречу той машке проследовал трёхкомнатный ВЛ80С, снова, с вцепленной посередине секцией (ВЛ80С-810.1).
16. Электровоз ВЛ80С-1737/ВЛ80С-810.1 на перегоне Семлёво — Вязьма, 06.01.2015
Стрелка перевалила через 16 часов, когда начало темнеть, а я — окончательно замерзать без движения, когда, наконец, мимо меня проследовал скорый на Москву, да под долгожданным ЧС8, не зря прождал его столько времени.
17. Электровоз ЧС8-068 с пассажирским поездом, перегоне Семлёво — Вязьма, 06.01.2015
С вагонами БЧ лучше смотрелся бы ЧС8-049, сохранивший фирменную сине-белую раскраску от поезда «Сочи», но и то хлеб, в наше время встретить непидованную машину уже удача.
На этом перегон решил покинуть, а по пути домой заскочить на станцию, там всегда можно найти что-нибудь интересное. Приехав, увидел у платформы этот же пассажирский, но уже под ЧС7, восьмёрка укатила куда-то в депо. Закупился магнитами в киоске, посидел в тёплом зале ожидания, отогрелся. Объявили о пригородном поезде на Брянск, оказался голубой РА2, снимать его не пошёл, встал в самом неудачном месте, с одной стороны прикрыт электричкой, а с другой столбами и платформенными указателями. Набрав народ дизель отправился, за ним объявили посадку на пригородный до Смоленска, оказавшийся встреченным утром ЭД9Т-0020. Попробовал сфотографировать с моста классический ракурс постоянник vs переменник. Получилось не очень, но пусть будет.
18. Электропоезда ЭД9Т-0020 и ЭР2Р-7084 на станции Вязьма, 06.01.2015
Так вышло, что экс-крюковчанка, 7084, первый поезд в корпоративных цветах встреченных за день! Из других наблюдений — за целый день не удалось встретить ничего приписанного к БЧ, словно там был выходной.
Покружив ещё немного вокруг вокзала собрался в обратный путь. Обратная дорога обычно проходит быстро и незаметно, но здесь сказывалась общая усталость за день. Как уже говорил, под вечер температура опустилась почти на 20 градусов, до -27, на что не рассчитывала моя незамерзайка. Сначала замёрзла форсунка со стороны пассажира, но это было даже на руку, позволив немного сэкономить, но через километров 20 замёрзла и вторая. Продавцов, как на МКАДе здесь не встретил,а та, что на заправках по 350 рублей за 3 литра, это грабёж. Приходилось либо останавливаться каждые 8-10 километров и натирать стекло снегом, либо прижимаясь поближе к грузовикам, из под которых густо летела снежная каша. Свернув с М1 на дорогу на Рузу испытал облегчение, снег на ней был чистый и незамёрзший, а транспорта совсем немного.
Приехав в Рузу решил заехать к младшему, которого не видел неделю. У него здесь обучение, практически на казарменных условиях, вторая армейка, только покороче. Позвонил ему, тот сказал, что бездельничает, объяснил как до него добраться. Тепло встретил, хоть на территорию меня и не пустили, пообщались у ворот. А дальше началось нечто… Распрощались с младшим, он объяснил как побыстрее выскочить из города на Большую бетонку, где стоят камеры, а где гаишники. Город проскочил быстро, но стоило выехать из него, наступило такое чувство, будто машина заглохла, но идя по инерции заводится как бы с толкача и опять же сразу глохнет, и снова заводится. Ерунда какая-то… Вспомнился случай с похожими симптомами, тогда банально закончился бензин, датчик уровня топлива врал. Но он давно починен, запаса уровня хода с момента включения сигнальной лампы около 40 километров… Но здесь и лампа даже не включалась…. Не машина, а «сарай загадок», даром, что Шкода! До дома ещё 90 километров, за окном -30, до ближайшего населённого пункта 3 километра в любую сторону… Попробовал мыслить логически — если датчик уровня топлива залип? Полного бака зимой должно хватать на 450-500 километров, вроде должно было хватить без дозаправки… У меня 400 километров пробега, но двигатель много работал вхолостую, согревая салон… Попробую заправиться, хорошо хоть, что дорога идёт под гору, а внизу спасительная заправка. Закатываюсь к бензоколонке на выбеге, завестись не получилось. Выхожу из машины, заправщик говорит, что идёт слив бензина, 92-го ждать полчаса. $#%^$!!! «##&8%:?*!!! Ну давайте 95-го, заодно нагар со свечей сойдёт, если он на них был. Заправляюсь, сажусь в машину, завожусь без проблем, так же без проблем доезжаю до города.
На следующий день первым делом еду на заправку, прошу налить полный бак. Обычно полный бак обходится примерно в 1300-1400 рублей, но тут всего-то около 960 рублей… Значит датчик не врал, бензин был. И что это было?? А всё просто — первые признаки умирающего бензонасоса, который вскоре был успешно заменён.
Вот это движуха в этих местах! Переменники хороши.