Незаметно, но на Октябрьской магистрали случилась очередная революция. Тихо и незаметно почти исчезли электровозы Шкода, сменившись безликими ЭП2К и ЭП20, но сегодня речь пойдёт о другом — об электричках, но не простых, а некогда являвшихся «визитной карточкой» депо, ускоренных электричках, экспрессах, «попугаях», отличавшихся от прочих необычно ярким окрасом, в котором преобладали синие или голубые цвета. С момента их выхода на линию они издалека стали узнаваться пассажирами, а классификация поездов в народе надолго разделилась на «зелёные», то есть обычные маршруты и «синие», то есть экспресы. О зелёных ЭТ2М рассказано было некоторое время назад, а сегодня речь пойдёт об экспрессах Октябрьской железной дороги и ещё кое о чём. Давайте вспомним, как это было!
Но начну рассказ с конца. Кроме экспрессов, на Октябрьской дороге работала серия мотрис-членовозов, из трёх машин. Электромотрисы ДЭР-002 и ДЭР-003 были построены на Октябрьском ЭВРЗ, в период 2005-2007, а электромотрисы ДЭР-001 в депо Санкт-Петербург-Московское (ТЧ-10 ОКТ), все на базе вагонов ЭР2. Электромотрисы получили экспрессную «синюю» схему окраса.
Однажды осенью 2008, ехав на работу, застал необычный аппарат ДЭР-001 на Ленинградском вокзале Москвы, на память сделал одну из первых своих фотографий.
1. Электромотриса ДЭР-001 и электровоз ЧС200-007 на ст. Москва-Пассажирская (Ленинградский вокзал), 23.11.2008
Необычный аппарат меня заинтриговал — сколько таких бегает по железным дорогам страны — кто знает? А сделано их было, как уже говорилось, всего три штуки, кустарно, на коленке, каждый раз из того, что подвернулось под руку. Первая машина в серии вообще была построена в депо, даром, что таком крупном как ТЧ-10 Металлострой. Несколько лет она возила начальство по Петербургскому железнодорожному узлу, а в 2009 была передана в депо Крюково сначала временно, а потом навсегда. Тогда же на неё была устроена фотоохота любителей железнодорожного транспорта.
2. Служебная электромотриса ДЭР-001, близ платформы Петровско-Разумовское, перегон Ховрино — Москва-Товарная, 15.03.2009 Фото Алексея Задонского
В Санкт-Петербурге же остались две другие машины, изготовленные на Октябрьском электровагоноремонтном заводе. Вместе с начальством они также периодически появлялись в Москве.
3. Электромотриса ДЭР-003 на ст. Москва-Пассажирская (Ленинградский вокзал), 17.03.2009
Весной 2009 года стартовала активная фаза подготовки Октябрьской магистрали к курсированию Сапсанов. Электромотрисы, на ОЭВРЗ получившие богатую отделку интерьеров вагонов, были как нельзя кстати для перевозки всевозможного начальства, которое каталось на них из одной столицы в другую. ДЭР-002 и ДЭР-003 самими железнодорожниками именовались не иначе, как «отели на колёсах». Такой объект, разумеется, не смог ускользнуть из под объектива всем известного ЯРа из Солнечногорска.
4. Электромотриса ДЭР-002 на станции Подсолнечная, 18.03.2009 Фото ЯР
Что касается электропоездов-экспрессов, то если посмотреть железнодорожные фотогалереи, их фотографий гораздо больше, чем обычных электричек. Помимо местных фотографов, считали своим долгом сфотографировать именно ЕГО и приезжие из других регионов, ведь в то время электричек в неповторимой, практически индивидуальной окраске на нашем направлении было всего раз-два и обчёлся, а зелёные никуда не денутся, тысячи их! За неповторимый, яркий окрас, экспрессы в народе прозвали «попугаями». Так откуда же они взялись?
Все инициативы, как плохие, так и хорошие на нашем направлении исходят из Санкт-Петербурга. В период 1999 — 2000 года, трём составам, у которых подходил срок капитального ремонта, Октябрьский ЭВРЗ, по заказу Октябрьской железной дороги заодно провёл модернизацию салонов. Было заменено освещение, установлены мягкие кресла, отдельные вагоны были оборудованы барными стойками. Помимо модернизации, электропоезда получили именные названия:
- ЭТ2-002 — «Северная звезда»;
- ЭТ2-013 — «Балтика»;
- ЭР2Т-7232 — «Ладога».
Названия воистину питерские, хотя… Злые языки поговаривают, что даны они были неспроста, а согласно самым любимым продуктам сотрудников депо Металлострой:
- «Балтика» — всем известное пиво;
- «Ладога» — водка, даже довелось её попробовать в одну из поездок в Санкт-Петербург;
- «Северная звезда» — не что иное, как сигареты «North Star».
Хотя, может это всё легенды…
До 2005 года, эти машины обслуживали дальние направления Санкт-Петербургского железнодорожного узла. «Ладога» бегала в Бабаево, «Северная звезда» ходила в Выборг, а «Балтика» в Приозёрск и Кузнечное. В летнее время, они назначались как дополнительные поезда по маршруту Санкт-Петербург — Москва и Москва — Санкт-Петербург. Автомобильный туризм тогда был в упадочном состоянии, автобусов в таких количествах тоже не было, да и при тех ценах на билеты конкурировать с поездами просто не могли, спрос на билеты в дальнюю электричку в летнее время всегда был. Насколько помню, обычно его выполнял электропоезд ЭР2Т-7232, две другие продолжали трудиться на пригородных, хоть и ускоренных маршрутах. Без комфортных машин оставались два других депо Октябрьской дороги — Крюково и Санкт-Петербург-Балтийский.
После нескольких лет эксплуатации и большого числа отремонтированных машин, руководством РЖД программа КРП старых машин была признана нецелесообразной и по отдельному заказу, для ОКТ, ТорВЗ построил несколько электропоездов с вагонами повышенной комфортности: ЭТ2МЛ-075, ЭТ2МЛ-077 и ЭТ2МЛ-078, которые распределили по депо дороги. Эти машины с завода получили стандартный, серо-зелёный окрас. Так, в депо Крюково появилась своя экспрессная электричка — ЭТ2МЛ-077, которую сразу определили на маршрут Москва — Бологое, да, когда-то был такой маршрут. Спросом он пользовался вялым, особенно по ту сторону Твери, билет стоил недёшево, да и для его приобретения был необходим паспорт, продажа билетов прекращалась за 15 минут до отправления. Всё как у поездов дальнего следования.
Спустя полгода, весной 2006 года, в пригородной дирекции Транском осознали, что новую электричку отдавать на растерзание в депо Крюково чрезмерно расточительно, и передал её в ТЧ-15 Санкт-Петербург-Балтийский, выдав взамен ЭР2Т-7232. Обмен машин всегда был несправедливым делом по отношению к депо Крюково, всегда, что получше или поновее забирали в Санкт-Петербург, но такова судьба. По отзывам пассажиров, «повышенной комфортности» состав был только по названию в билете, на деле, сквозило из окон, даже отопление работало не всегда, тогда как в обычных пригородных, за исключением некоторых составов, всегда было жарко.
Однажды зимой 2009, сфотографировал эту единственную комфортабельную машину депо Крюково, фотографировать тогда только начинал.
5. Электропоезд ЭР2Т-7232 прибывает на станцию Химки, 25.02.2009
В 2009 году, ЭР2Т-7232 «Ладога» был отправлен на капитальный ремонт в Красноярск, на время его подменять приходили питерские машины.
6. Электропоезд ЭТ2-002 на ст. Москва-Пассажирская (Ленинградский вокзал), 17.04.2009
«Северная звезда» проработала подменной совсем немного, дальше отдуваться приехала «Балтика».
7. Электропоезд ЭТ2-013 проследует платформу Петровско-Разумовское, перегон Ховрино — Москва-Товарная, 28.04.2009
Спросом по прежнему он пользовался вялым, ведь одновременно с ним отправлялась обычная электричка до Твери, но не менее ускоренным графиком, а если нет такой возни с билетами и ехать не сильно дольше — зачем платить больше, справедливо рассудил народ. Вот и забивал до отказа обычную электричку. Чтобы занять место себе и товарищам, необходимо было целое «купе», для чего приходилось ездить через платформу Петровско-Разумовское, а там подгадать, какая из подошедших электричек окажется нужной и прибыв на Ленинградский вокзал пойдёт обратно до Твери. Иногда и мне выпадал жребий занять места для всех. Прибывала наша электричка, обычно на 6-ой путь Ленинградского вокзала, тогда как экспресс старались поставить на 10-й. В один из дней распределив занятое купе выскочил и сфотографировал экспресс во всей красе.
8. Электропоезд ЭТ2-013 на ст. Москва-Пассажирская (Ленинградский вокзал), 24.08.2009
В октябре 2009 года, наконец пришло время долгожданного отпуска, часть которого заранее распланировал для поездки в Санкт-Петербург. Помимо встреч с питерскими знакомыми и сам не обделял вниманием железнодорожности Северной столицы. Бросив вещи в гостинице первым делом вернулся на Московский вокзал, но днём там бывает скучно, сфотографировал несколько электричек, а ещё повезло на членовоз.
9. Электромотриса ДЭР-002 на станции Санкт-Петербург-Главный, Московский вокзал, 5.10.2009
После Московского вокзала заскочил на вокзал Балтийский, где в то время в пригородном движении работали сплошные кругломордые ЭР2. Пофотографировав электропоезда в тупиках дошёл до депо, Санкт-Петербург-Балтийский. Возле цехов среди прочих зелёных и серо-зелёных вагонов выделялось несколько вагонов ярко синего цвета. Оказывается, на проведение ТР-3 из депо Кемь пришёл один из электропоездов переменного тока, которые ярко синюю схему окраски имели с завода. Приятная неожиданность и большая удача!
10. Вагон электропоезда ЭД9М-014910 в депо Санкт-Петербург-Балтийский, 5.10.2009
А чуть дальше находились и головные вагоны.
11. Головные вагоны электропоезда ЭД9М-0149 в депо Санкт-Петербург-Балтийский, 5.10.2009
Но рассказ не о переменниках, не будем на них отвлекаться. Вернувший на Балтийский вокзал доехал до ближайшей остановки, где только успев выйти, сфотографировал тот самый первый экспрессный поезд депо Крюково, теперь работающий экспрессом до Луги. Поезд вылетел слишком неожиданно, успевал только вытащить телефон.
12. Электропоезд ЭТ2МЛ-077 у платформы Ленинский проспект, перегон Броневая — Лигово, 5.10.2009
На Ленинском проспекте надолго задерживаться не стал, уже пора было поспешить, договорился встретиться с фотографами Санкт-Петербурга, обещавшими показать интересные места. С ними мы поехали в Обухово, но об этом как-нибудь позднее.
Проснувшись утром следующего дня подумав, что вниманием нельзя обделить и Финляндский вокзал. Но сначала внимание уделил культурной части поездки, посетив Храм Спаса на Крови и Исаакиевский собор, а потом уже отправившись на Финляндку. Билет приобретать не стал, логично рассудив, что раз ехать никуда не собираюсь, то можно без зазрения совести перемахнуть через турникеты, что и сделал. В тупиках царило оживление, электрички постоянно уезжали, другие прибывали на их место. В одном из тупиков стоял Экспресс в Кузнечное, о чём гласила надпись на маршрутниках.
13. Электропоезд ЭТ2МЛ-078 на станции Санкт-Петербург-Финляндский (Финляндский вокзал), 6.10.2009
Дошёл до конца тупиков, с целью сфотографировать электрички, в отстое, вдалеке, как навстречу вынырнул ЭТ2-002, не то возвращавшийся из Выборга, то ли подаваемый под посадку из депо.
14. Электропоезд ЭТ2-002 на станции Санкт-Петербург-Финляндский (Финляндский вокзал), 6.10.2009
На Финбане было скучновато, электричек до станций имевших пересадку на метро в ближайшей перспективе не было, подумав, поехал в Обухово, где был днём ранее. Пришлось преодолевать турникеты, ведь билета у меня не было, да и зачем — цели куда-то уехать не было, а платить лишь за то, чтобы погулять по платформам это форменное буржуйство, перемахнул преграду тигриным прыжком. Раздались вопли дежурной бабки, просвистел свисток и из неприметного укрытия вышел эцилоп, потребовав документы… Показал аспирантский билет под видом студенческого, благо они похожи, объяснил, что провожал девушку, поэтому и не стал брать билет, ведь никуда не ездил. Про фотосъёмку рассказывать не стал, отношение к фотографам известное, а прибывающих пассажиров и вправду не было, поэтому сурово погрозив, милиционер меня отпустил. Съездил в Обухово, сфотографировал на память много чего, чему будет посвящён рассказ позднее, а оттуда электричкой на Мосбан, откуда уходил поезд домой. Так за одну поездку удалось собрать в коллекцию все экспрессные машины Октябрьской дороги, да и не только их.
Как уже писал — ДЭР-001 в 2009 году была передана в депо Крюково, где стала исполнять роль членовоза. Как-то вечером, возвращаясь с работы встретил её в родном Клину. Наша электричка прибыла в тупик, а следом за ней на станцию прибыла мотриса.
15. Служебная электромотриса ДЭР-001 на станции Клин, 26.11.2009
Стоит отметить, что кроме них, на железной дороге Москва — Санкт-Петербург работало два электропоезда ЭД4МКУ, изготовленная специально для частного перевозчика. Эта сладкая парочка старательно избегала попадания в объектив моего фотоаппарата, пока работала на нашем направлении, первый кадр с перегона с этим демихом сделал лишь после их передачи на Северную ЖД, в виде экспресса Москва — Ярославль.
16. Электропоезд ЭД4МКУ-0151, перегон Мытищи — Пушкино, 11.04.2010
С 2010 года окончательно увлёкшись железнодорожной фотосъёмкой вылезать на фотосессии стал значительно чаще. Как случайными вылазками, так и запланированными поездками. Если зимой частенько на фотосеты выходить было лень, то с пришедшей весной постоянно растущим световым днём ноги сами шли на прогулки. Как известно, с вводом высокоскоростных Сапсанов, расписание на нашем направлении претерпело кардинальные изменения. Медленные электрички мешались быстрым Сапсанам, а поскольку дополнительных путей ещё не построили, то их просто ставили на боковой путь на полчасика под обгон, что вызывало у пассажиров НЕНАВИСТЬ. Фотографам же представился шанс снять на не самой загруженной станции сразу несколько поездов в ряд. В Поварово-I, например, под обгоном стояло сразу две электрички одновременно, мы с Гариком из Ямуги, одним из администраторов группы «Ленинградское направление» Вконтакте, как-то поехав за ними, заодно сфотографировали и одну из последних ЭР2Т Главного хода.
17. Электропоезд ЭР2Т-7232 на станции Поварово-I, 16.04.2010
Экспрессный маршрут был укорочен до Твери, выделять отдельную нитку от Твери до Бологое и обратно, ради случайных пассажиров, в основном всевозможных льготников, стало слишком расточительно. Сам экспресс стал по-настоящему экспрессом, от Крюково и до самой Твери он не имел остановок, пролетая маршрут с максимальной скоростью. Любой сбой графика даже на минуту мог привести к постановке экспресса на боковой путь в Завидово или Редкино, где его опережали Сапсаны. Приходилось жертвовать остановками в райцентрах, чтобы вывезти тверичей из Москвы и Крюково. Весьма странный график, учитывая высокую стоимость билетов на этот поезд, игнорировать множество платёжеспособных пассажиров из Клина и Солнечногорска.
Чтож, кроме синей электрички выйдя пофотографировать даже совсем на чуть-чуть, можно было выловить и начальство, изволившее проведать дела подчинённых. Как-то в мае встретили двухсистемную электромотрису.
18. Электромотриса ДЭР-003 на перегоне Решетниково — Клин, 15.05.2010
Кадр в зад.
19. Электромотриса ДЭР-003 на перегоне Решетниково — Клин, 15.05.2010
Летом же во время прогулки от Клина до соседней платформы Стреглово встретился и её трёхвагонный собрат.
20. Электромотриса ДЭР-002 на перегоне Клин — Подсолнечная, 22.07.2010
Такие внеграфиковые сюрпризы вылетают из кривой в самый случайный момент, когда их не ждёшь. Здесь только сфотографировал электричку и отошёл в сторону, чтобы облить голову минералкой, спасаясь от страшной жары, стоявшей тем летом, как сзади раздались гудки. В совершенно неподходящем месте, но хоть так.
21. Электромотриса ДЭР-002 близ остановочного пункта Стреглово, перегон Клин — Подсолнечная, 22.07.2010
Путевые обходчики сменили сигнальные жилеты на специальные сигнальные шорты. В любой другой одежде на улице было находиться сложно. А впереди деповской самоделки можно разглядеть платформу Стреглово, которая в недалёком будущем вполне может стать южным вокзалом Клина. Жилые кварталы подбираются к ней всё ближе, полноценному использованию платформы мешает лишь отсутствие нормального моста через реку. Как раз неподалёку от платформы Стреглово, при Советах, местный колхоз часть реки запрудил плотиной, создав отличную заводь, с неплохим пляжем. Летом 2010 года устав от жары, постоянно ездил отдыхать на этот водоём, попутно фотографируя железную дорогу, через которую пролегал маршрут. В один из дней удалось сделать фотографию ЭР2Т-7232 сразу с нескольких ракурсов. Как? Первый кадр на счету одного из создателей этого сайта, я же снимал с другой стороны.
22. Электропоезд ЭТ2Т-7232 на перегоне Клин — Подсолнечная, 03.07.2010
А это кадры сделанные мною.
23. Электропоезд ЭТ2Т-7232 на перегоне Клин — Подсолнечная, 03.07.2010
В зад.
24. Электропоезд ЭТ2Т-7232 на перегоне Клин — Подсолнечная, 03.07.2010
В редкую фотовылазку эрке удавалось миновать объектив фотоаппарата.
25. Электропоезд ЭР2Т-7232 близ платформы Сенеж, перегон Подсолнечная — Клин, 12.08.2010
Считается, что чем суше погода, тем ярче будут осенние краски. Жаркое лето 2010 года давало отличные шансы на красочную осень, но в конце августа, зарядили дожди, сделав осень вполне обычной. Тем не менее, случайно заехав в Покровку, запечатлел осенний лес.
26. Электропоезд ЭР2Т-7232 на перегоне Подсолнечная — Клин, участок Покровка — Фроловское, 02.10.2010
Следующая наша встреча произошла случайно, с Гариком из Ямуги мы поехали в Торжок, но в Твери не могли не пропустить такую вот красавицу.
27. Электропоезд ЭР2Т-7232 на станции Тверь, 18.12.2010
Впрочем, фото мне не понравилось, пришлось ровно через неделю вылазку в Тверь повторить. Улов оказался скудным, кроме эрки, попался лишь ВЛ10У, да и тот на привычном месте у депо.
28. Электропоезд ЭР2Т-7232 на станции Тверь, 25.12.2010
Здесь лобовая часть была в тени, но кадр всё равно получился чётче и без лишних объектов.
На новогодние праздники 2010, дирекция ОЖД назначила дополнительные поезда для перевозки пассажиров из Санкт-Петербурга в Москву и обратно. Дополнительные поезда особо нигде не жалуют, маршрут был со множеством техстоянок на разных станциях, но при этом время хода было небольшим, около 10 часов с минутами. Билеты были только в сидячку, что позволило сделать вывод, что как и в прошлые года, в роли скорых поездов выступит знакомая нам троица. Так и вышло! Событие сразу распространилось среди фотографов, основная масса засняла дневные поезда около Москвы, а мне повезло со стоянкой одного из них в Клину. Честно сказать, надеялся, что будет какая-нибудь из этешек, но приехал изрядно поднадоевший объект.
29. Электропоезд ЭР2Т-7232 на станции Клин, 30.12.2010
Но от меня огромная благодарность бригаде, остановившейся прямо напротив вокзала, что позволило сделать кадр прямо с грузового настила, тем самым не попав под санкции КоАП от строгого местного ЛОВД в виде хождения по путям.
На следующий день, решил съездить в Подсолнечную, где по графику техстоянка была у другого поезда. Уж здесь-то я выловлю этешку, думал я идя на вокзал. Приехал на место назначения, спрыгнул с платформы и обомлел — в тупике ожидала зелёного сигнала опять она самая…
30. Электропоезд ЭР2Т-7232 на станции Подсолнечная, 30.12.2010
Повезло на встречный поезд, осветившим кадр, темень в этой часта станции Подсолнечная кромешная, не сравнить с Тверью. Переделать же кадр было не суждено, через мгновение эрка отправилась дальше в путь. Посмотрев даты получается, что обе фотографии были сделаны в один день, с разницей в 23 часа, выходит машины летали между столицами почти без отдыха. На этешки же в тот день мне не повезло. Расписание с дополнительными поездами полно неожиданностей и сюрпризов. Поезд уехал — и хорошо, пусть и с опозданием. Как я понял — случился сбой графика, ЭТ2-013 пролетела Подсолнечную без остановки, возможно остановившись в Клину. А на Москву не остановившись, пролетела ЭТ2-002.
Изрядно поднадоев в 2010 году, с приходом 2011, экспрессный состав надолго перестал мне попадаться на глаза. Тем временем, в Санкт-Петербург были окончательно отправлены все оставшиеся ЭР2Р и ЭР2Т депо Крюково, ЭР2Т-7232 осталась последней рижанкой на Главном ходу. Просто график у неё был в тёмное время суток, днём можно было поймать лишь раз в неделю, но специально подгадывать вылазку под неё было лень. Снова с ней встретились только в мае.
31. Электропоезд ЭР2Т-7232 близ платформы Покровка, перегон Клин — Подсолнечная, 14.05.2011
После майских праздников электричку подкрасили, сохранив схему окраса, но с более насыщенными оттенками. Нет, ни ТР-2, ни тем более ТР-3 электропоезд не проходил, единственное объяснение — в депо перед весенним комиссионным осмотром закрашивали ржавчину, либо было необходимо деть излишки синей краски накануне эры p/dерастии. Тем не менее, цвета подобрали просто отличные!
32. Электропоезд ЭР2Т-7232 близ платформы Сенеж, перегон Клин — Подсолнечная, 08.06.2011
Но всё когда-нибудь заканчивается. Зимой 2011 года ЭР2Т-7232 ушла в депо Санкт-Петербург-Балтийское для прохождения текущего ремонта третьего объёма (ТР-3), откуда вернулась уже в корпоративном раскрасе.
33. Электропоезд ЭР2Т-7232 на станции Тверь, 13.12.2011
7232 ещё полгода оставалась единственной машиной повышенной комфортности в депо Крюково. Приближались большие перемены, пригородный перевозчик имел большие планы, решив расширить количество электричек, билеты на которые будут куда дороже обычных.
34. Электропоезд ЭР2Т-7232 , перегон Решетниково — Клин, 03.05.2012
В мае 2012 года, бывшая «Ладога» получила новое именное название «Тверь Экспресс». МТППК начала внедрёж поездов повышенной комфортности, на всём полигоне своей деятельности, решив соединить все крупные райцентры Тверской области с Москвой. Из Санкт-Петербурга передали ЭТ2-013, получившую именное название «Торжок Экспресс», для рейсов из Москвы в одноимённый город и ЭТ2-002, для экспрессного маршрута в Конаково.
ЭТ2-013, перекрашенная в корпоратив на КР на МЛРЗ особого интереса не представляла, а вот за «Северной звездой» несколько раз ездил в Конаково. Лишь со второго раза получив таки красивый кадр.
35. Электропоезд ЭТ2-002 на станции Конаково ГРЭС, 07.12.2012
В конце декабря и ЭТ2-002 уйдёт на ТР-3 в ТЧ-15 СПб-Балтийский, где также будет перекрашен. Когда эти машины посерели, фотографы сразу же утратили к ним всякий интерес, ведь они внешне перестали отличаться от других, с виду точно таких же. Не стал исключением и я. Теперь массовым объектом охоты стали последние электрички в зелёном окрасе, но вскоре на Ленинградском направлении исчезли и они.
36. Электропоезд ЭТ2-013, перегон Клин — Подсолнечная, 29.03.2014
Экспрессные маршруты тоже стали сокращаться. Сначала Дирекция Транском нанесла удар, отменив все поезда с нумерацией №7ххх (повышенной комфортности), по сути перевозчик стал взимать большую сумму незаконно. Затем вышел приказ РЖД, по которому длина пригородного маршрута не должна превышать 200 км, из-за чего удобнейший поезд Москва — Торжок пришлось разделить на два маршрута с пересадкой по Твери. Сперва пересадка была формальной, электричка прибывала в Тверь, стояла несколько минут у перрона, а затем отправлялась дальше под номером другого поезда, но спустя пару недель проверяющие органы заставили делать фактическую пересадку в другой состав. Ясен пень, что популярности экспрессу это не прибавило. Помыкавшись год с небольшим, МТППК экспресс до Торжка был таки сокращён до Твери.
С одним из администраторов группы Ленинградское направление Вконтакте, мы съездили, по труднодоступным местам Тверской области чтобы запечатлеть последний рейс экспресса в Торжок.
37. Электропоезд ЭТ2-013 на станции Торжок, 29.05.2014
Тем временем, старанием одного человека из Тосно, самопальные мотрисы ДЭР были отставлены и порезаны в лом из-за отсутствия сертификата. Электрички же пока ещё бегали по маршрутам. Лето 2014 года было последним моментом, когда можно было застать в работе всю экспрессную птицу-тройку депо Крюково. Выложу несколько фотографий, которые можно увидеть в ранних отчётах. Вот эта — из прогулки ранним утром в окрестностях платформы Стреглово.
38. Электропоезд ЭР2Т-7232 на перегоне Клин — Подсолнечная, 29.06.2014
А вот фотографии с участка Головково — Сенеж, перегона Клин — Подсолнечная.
39. Электропоезд ЭТ2-002 на перегоне Клин — Подсолнечная, 05.07.2014
Экс-«Северную звезду» сократили до минимально возможного количества вагонов для Главного хода. Спросом у конаковцев экспресс не пользовался, не так много платёжеспособных пассажиров проживает в этом городе. По непонятной причине ему так и не догадались назначить остановку в Решетниково, а из-за банального отсутствия второй платформы на станции Конаковский Мох, конаковский экспресс следовал без остановок от Клина до конечной. Ну как следовал… Не летел, как положено экспрессу, а временами плёлся, ожидая скрещения в Конаковском Мхе с обычной электричкой, пока та освободит путь до Конаково ГРЭС. Неудивительно, что этот поезд и пал первым в очередную волну оптимизации. Высвободившийся состав из-за мягких кресел стал исполнять роль подпорки забора в депо Крюково, лишь головные вагоны в моменты дефицита машин кратковременно работали в тверском графике.
40. Электропоезд ЭТ2-013, перегон Клин — Подсолнечная, 05.07.2014
Ну, а 013, как и 7232 честно доработали до конца. Когда РЖД сделало вид, что станцию Крюково с Москвой стало соединять аж 4 пути, их оперативно заменили на Desiro Rus ака ЭС1, производства Siemens и ЭС2Г производства «Уральских локомотивов», более известные как «Ласточки». Заменили настолько оперативно, что ещё вечером «Ладога» и «Балтика» прибыли в Тверь с пассажирами, а потом под покровом ночи убыли на станцию Подмосковная, где находится депо, занимающееся обслуживанием «Ласточек» Мосузла. Почему туда? Пока не решили, что с ними делать дальше, вот и сплавили туда на ответственное хранение.
Запчасти ЭР2Т и ЭТ2 не подходит к новой немецкой технике, территория депо огорожена и надёжно охраняется, машинисты и слесаря получают высокую зарплату и дорожат своим рабочим местом что гарантирует сохранность медных проводов и прочего электрооборудования. В депо Крюково, известным на всю дорогу дефицитом запчастей машины бы в момент разворовали. По этой же причине в само депо Крюково из Санкт-Петербурга присылают ЭР2К на зимовку.
Немного расспросив видевших их там людей о местоположении электричек на станции Подмосковная, отправился за ними. Темнело уже рано, специально прихватил из дома штатив для ночной фотосъёмки.
41. Электропоезда ЭР2Т-7232 и ЭТ2-013 в депо МДОСС Подмосковная, 23.10.2015
Была возможность поснимать с внутренней территории депо, но поразмыслив решил, что лучше в отчёт выложить фотографии с забором на первом плане. Стоять этим электричкам взаперти ещё долго, а что с ними будет дальше дальше — неизвестно.
42. Электропоезд ЭТ2-013 в депо МДОСС Подмосковная, 23.10.2015
Стоило мне разложить штатив, как с разных сторон от электричек вышло несколько охранников и стали за мной наблюдать. С одним из них немного поговорили, пока фотоаппарат на длинной выдержке фотографировал паровоз П36, но об этом в другой раз. Люди, работающие в депо искренне не понимают, зачем ночами бегать по тёмной станции фотографируя электрички, ну что в них такого? Лично для меня — часть истории, транспорт, который периодически возил меня на работу и обратно, какие-то моменты, случавшиеся рядом с этими электричками, увлечение этой техникой, в конце концов.
43. Электропоезд ЭР2Т-7232 в депо МДОСС Подмосковная, 23.10.2015
На этом все. Спасибо за внимание.
Москва-Пассажирская (Ленинградский вокзал), Санкт-Петербург-Главный (Московский вокзал)
Пикабу
Круто. Я лишь ЭР2Т-7232 застал в светло-голубой окраске в 2011 году. Потом ЭТ2-002 в синем окрасе, уникальные электрички…
Спасибо за интересный рассказ и фотографии, уже ставшие историей! С удовольствием прочитал.
Раздражает только одно: почему вы за проезд считаете ненужным платить?!
Не совсем так. В описании случая, когда перелезал турникет на Финбане, действительно не платил, ведь на электричке и не ездил никуда, лишь добрёл до конца платформ и назад. Отдавать за такую прогулку минимальную стоимость билета в двукратном размере, ибо пройти необходимо сначала туда, а потом и обратно — банально душит жаба. В остальных же поездках, особенно по Новгородской области без билета далеко не уедешь. В остальном — как повезёт.