Заключительная часть рассказа о паровозной экскурсии в Осташков.
В первой части мы побывали на станциях Бологое и Куженкино.
А во второй фотографировали паровоз в Баталино и на фоне озера Селигер.
Мост через озеро Селигер является своеобразными воротами в город Осташков. О приближении к цивилизации намекает появившиеся деления индикатора приёма сотовой связи. Станция Осташков небольшая, десяток путей, да разворотный треугольник, но из-за растущих тополей необычайно уютная. Пока паровоз заправляют водой, успеем пробежаться по округе.
Примечаю стоящий вдалеке пассажирский тепловоз и готовый к отправке пассажирский поезд до Бологое. Пока не уехали — надо их сфотографировать.
1. Тепловоз ТЭП70-0247 с пассажирским поездом на станции Осташков
Не успел нажать на спусковую кнопку, как пассажирский взревев двигателем был таков. А около пакгауза в ожидании стоял ещё один ТЭП, более новой модификации.
2. Тепловоз ТЭП70БС-020 с пассажирским поездом на станции Осташков
По номеру — соседний, со встреченным утром в Бологое, который потащил пригородный на Боровичи.
В Осташкове у нас есть полтора часа на личные дела, кто отправился гулять по городу, ну а мы поднимемся в воздух, осмотрим станцию высоты. Вон, внизу такой маленький паровоз…
3. Вид на станцию Осташков с высоты птичьего полёта
Наш паровоз встал под гидроколонку чтобы утолить жажду. Именно для дозаправок паровозов водой в старые времена каждые полсотни километров строили водонапорные башни вдоль железных дорог. Если присмотреться, то видно, что угля в тендере ещё много, вместимость топлива 18 тонн. А вот воды, хоть ее в тендер вмещается куда больше, 28 тонн, почти и не осталось. И это ещё не очень много!
Пополнение запасов воды на промежуточных станциях имело стратегически важное значение для пропускной способности железной дороги в целом. К примеру, объём запасов воды в тендерах таких мощных паровозов магистральных серий как ФД, ИС, П36 составлял 40-50 м3. Неспроста перешли к такого объёма тендерам, ведь расход воды при интенсивной магистральной работе паровоза с тяжёлым поездом составлял сложно себе конечно и представить до 20-25 тонн за час!
Представляете! Всего 2 часа с тяжеловесным поездом и тендер в несколько десятков тонн воды становился сухой. Вот и приходилось через каждые 60-80 километров пути следования останавливаться на станциях для пополнения запасов воды. При средней скорости движения поездов тех лет порядка 35-40 км/ч, как раз и выходит, те самые 60-80 км пройденного пути при таком расходе воды.
Задачей по водоснабжению паровозов водой занимались еще на стадии проектирования каждой стальной магистрали. Например, на Бологое-Полоцкой линии, протяжённостью примерно в 480 км, станции строились через каждые 17-20 км пути. А всего от Бологое до Полоцка их было построено 25.
4. Паровоз Л-3958 на станции Осташков
На заднем плане экскаватор на комбинированном ходу разгребал завалы строительного мусора.
5. Экскаватор на комбинированном ходу сносит станционные постройки станции Осташков
Вокзальный комплекс в Осташкове монументален — чего стоит хотя бы это утилитарное, казалось бы, здание.
6. Туалет на станции Осташков
Да и сам вокзал огромный, но пустынный. Внутри два зала ожидания, кассы,различные службы. При этом, вход в вокзал всего один — со стороны путей, в город через него не выйти.
7. Заправившись водой и развернувшись на разворотном треугольнике паровоз вновь прицепился к вагонам
Обратная дорога, как и всегда, проходит немного быстрее, следуем почти без остановок.
Это кадр с моста дорог из Осташкова на Торжок и Ржев. Единственного автомобильного моста через жд от Бологое до Осташкова, не считая мосты М10 и М11. Все остальные пересечения дорог — одноуровневые, нерегулируемые.
8. Паровоз Л-3958 с туристическим поездом на перегоне Осташков — Фирово
А так же не смогли устоять перед соблазном повторить фотосет на мосту через реку Сорога, где мы останавливались утром.
9. Паровоз Л-3958 с туристическим поездом на мосту через р. Сорога, перегон Осташков — Фирово
Относительно неподалёку, (расстояния здесь огромны) находится станции Фирово, на ней мы остановились сделать общую фотографию на фоне паровоза и старинного вокзала. Вокзал не такой помпезный как в Куженкино, но, как и большинство на этой линии прекрасно сохранился.
10. Вокзал станции Фирово
Табличка же заменена на новую.
11. Табличка на пассажирской платформе станции Фирово
Железная дорога везде является своеобразным местом «притяжения». Не знаю, фанатеют ли эти девчушки от железной дороги, но они точно любят собираться на посиделки на этом вокзале.
От Фирово я снова не заметил как уснул и проспал почти до конца, не заметил как проследовали Куженкино. На память сделал еще несколько фотографий интересных мест.
12. Мост трассы М10 через Бологое-Полоцкую ЖД
А вот и вторая станция в Бологое, мало кто о ней слышал. Здесь всего две пассажирские платформы,Рядом находится база запаса подвижного состава, куда несколько лет назад поставили на хранение электровозы Шкода. Проезжая мимо в этот раз не заметил никакой техники, довольствовался фотографией красивого вокзала.
13. Вокзал на станции Бологое-Полоцкое
В Бологое-Московском заметил маленький тепловозик без опознавательных знаков.
14. Тепловоз ТГМ4Б на станции Бологое-Московское
Вот оно где разнообразие подвижного состава! Да и движение порадовало, сразу видно — центр Главного хода, а не какая-нибудь «заповедная» железная дорога.
15. Дизель-электропоезд ДТ1-011 и электровоз ЭП2К-148 на станции Бологое-Московское
В приёмо-отправочном парке прибывали и отправлялись поезда.
16. Электровоз ВЛ10У-703 на станции Бологое-Московское
Электровозы принимали эстафету у тепловозов и наоборот. Грузовые электровозы отдыхали после дневной работы. Поймал себя на мысли, что почти не встречал грузовые поезда севернее Бологое под электровозами, значит этим работать как вывозным машинам на Тверь.
17. Электровоз ВЛ10-1136 и другие на станции Бологое-Московское
А пассажирские машины ждут ночи, на Москву и Санкт-Петербург они повезут скорые поезда, пришедшие по широтным ходам — из Пскова и Самары или Уфы.
18. Электровоз ЭП2К-211 на станции Бологое-Московское
Приехав в Бологое, вся группа товарищей первым делом сделала групповое фото. Не забыли пригласить и паровозную бригаду. Спасибо, вам, мужики!
19.
После помог друзьям разгрузить вагоны от запасов воды и прочих сувениров, перетащив всё это в ДТ1-011, стоявший на соседнем пути. Ещё немного пофотографировал станцию.
20. Паровоз Л-3958 и электровоз ВЛ10-638 на станции Бологое-Московское
Как уже писал — питерскую команду вернёт в Северную столицу начальственная мотриса ДТ1-011, а меня ожидает обычная электричка до Твери.
21. Дизель-электропоезд ДТ1-011 и тепловоз 2ТЭ116-1735 на станции Бологое-Московское
По старой недоброй традиции, досталось мне «наказание-98», она же ЭТ2М-098, получивший прозвище как единственный электропоезд с модернизированным и жутко неудобным салоном, штатно работающий в бологовском графике, на фоне тёплых ламповых этешек с удобнейшими рыжими сиденьями. Но выбора у меня особо нет, на следующей электричке, которая поедет уже утром, на работу я опоздаю.
22. Электропоезд ЭТ2М-098 ожидает отправления на Тверь
Дневная усталость давала о себе знать, но спать было нельзя. Эта электричка по пути в Тверь пропускает Сапсаны, делая два технических перерыва по 15 минут. Не утерпел, выходил на улицу фотографировать это безобразие. Сначала в Вышнем Волочке.
23. Электропоезд ЭТ2М-098 на станции Вышний Волочёк
Не успел разложить штатив в Волочке, как попался бдительным сторожам. Ага, шпиёны ходють… Попросил их обернуться и вмешаться в драку, стихийно случившуюся прямо позади них, но сесуррити пробурчав что-то про занятость моментально затерялись в складках местности. Впрочем, драка между подвыпившими пэтэушниками и так сошла на нет. Следующая стоянка в Осеченке, здесь уже никто не мешал. Но адреналин зашкаливал куда сильнее — а, ну как, машинист двери закроет, что тогда?
24. Электропоезд ЭТ2М-098 на станции Осеченка
Фотографию посвящаю Сергею Силантьеву, легендарному тверскому фоторепортёру, проживавшему в деревне при этой станции.
Автор выражает огромную благодарность пресс-службе Октябрьской железной дороги и лично Дмитрию Графову и Павлу Кудрявцеву!
Добавить комментарий